Тей-Амарнский период
Аменхотеп IV в начале 14 в. до н. э. провел большую реформу: он уничтожил культы многочисленных богов и заменил их поклонением одному божеству — солнечному диску Атону. В связи с этим свое имя он изменил на Эхнатон («Дух Атона»), столицу перенес из Фив в специально построенный город в Среднем Египте — Ахетатон.
Архитектура Амарны Храмы строились, как и прежде, но уже без многоколонных залов, т. к. культовые церемонии совершались теперь на открытом дворе.
Скульптура Амарны. Скульпторы стали создавать портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей. Для достижения впечатления наибольшей жизненности начали даже делать статуи из разных материалов: закрытые одеждой части — из известняка, а лица и руки — из кристаллического песчанника. Рельефы и росписи Амарны также характеризуются жизненностью, естественностью.
Вскоре после смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, последним фараоном XVIII династии состоялся не менее значимый религиозный переворот. Это было возвращение традиционной египетской культуры и возвращением фиванского жречества к управлению страной.
Разнообразнейшие образцы изделий художественного ремесла поздней Амарны дали раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Новой чертой является и более богатая цветовая гамма.
Искусство второй половины Нового царства.
В годы правления XIX династии в Египте наступил новый политический и экономический подъем в результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II, вернувших утраченную в период правления 18 династии часть египетских владений в Передней Азии и укрепивших господство Египта в Нубии.
Фивы остались официальной столицей государства.
Продолжает развиваться тип храма, врубленного в скалу. Наиболее ярким примером является пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле, высеченный глубоко в скале. Этот храм почти не отличается по плану от наземных храмов и также подавляет колоссальными размерами. Особенно велики портретные статуи фараона по сторонам входа (20 м в высоту).
Скульптуры в храмах по-прежнему помещают перед пилонами и между колонн. Новые черты скульптуры - нарядность, идеализация образов.
В 13—начале 11 в. до н. э. длительные войны привели к ослаблению экономики Египта.
Около 1050 г. до н. э. Египет разделился на две части — северную во главе с номархами Таниса и южную со столицей в Фивах. Сложная историческая обстановка не способствовала развитию искусства.
В 332 г. до н. э. Египет захватывает Македония и вводит греческую культуру.
возвращение традиционной египетской культуры и возвращением фиванского жречества к управлению страной.
Разнообразнейшие образцы изделий художественного ремесла поздней Амарны дали раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Новой чертой является и более богатая цветовая гамма.
4. Культура Месопотамии (Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия).
Территория Передней Азии включает в себя: Междуречье - долину рек Евфрата и Тигра, (греки называли Месопотамией), полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья.
Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э.
Шумеры 4-3тыс до н.э. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Распространённым типом скульптуры был адорант - статуя молящегося - фигурка сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека. Тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.
Памятников сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства, поэтому строили из необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке.
Храм строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы. Храм представлял низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором, не имел окон. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и повседневных делах. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других.
До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией.
Искусство Аккадцев24-20вв.до н.э. В конце 24 в. до н. э. Саргон Великий, правитель аккадцев объединил Аккадское и Шумерское государство. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства.
Появилась новая форма храма – зиккурат - ступенчатая пирамида, прямоугольная в плане, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена
Памятников изобразительного искусства сохранилось очень мало. Примером является Бронзовая голова Аккадского правителя Саргона - образ богочеловека, мастер стремился воплотить образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно
Искусство Вавилона 20-17вв. до. н.э. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур.
Период с 20 по 17вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Междуречья в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию.
Известность имеет двухметровая стела «Кодекс Хаммурапи». Она содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем, который отдает атрибуты власти царю. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов.
Ассирийская культура 800тыс.- 7в дон.э. Ок. 800г.дон.э. Ассирийцы имея хорошую армию, создали большую империю. В знак победы вывезли Обелиски из Египта.
Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими головами и крыльями птицы. Они являлись символами защиты от врагов. Примером такого города является Дур-Шаррукин.
Дворец украшали рельефы, прославляющие царя, военные походы.
Фигуры людей выполнены в условном стиле: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали — завитки волос, складки одежды, мускулы.
В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 810;