Архаика
Зодчие для построек пользуются камнями, а не кирпичом и деревом. Основные типы храма: самый ранний — храм в антах. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны Целла храма делится на три помещения: переднее — пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное — наос или целла (собственно святилище) и опистодом — со входом с заднего фасада.
Появляется система ордеров:
Дорисеский ордер - колонна, расширяющаяся книзу, имеет канилюры, простую капитель, нет базы, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.
Ионический ордер - стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.
Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами.
Скульптуры архаики Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, отличается фронтальной композицией, «архаической улыбкой». Кора – статуя женщины богини, одетой в хитон. Материалом для статуй служили бронза, камень, дерево, мрамор.
Ранняя Классика(490 - 450гг. до н.э.)
490г.до н.э. – Греко-Персидская война, из которой греки выходят победителями.
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Строго продумано число колонн: по длинной стороне в 2 раза больше+1колонна.
Развивается скульптура. Главной задачей передать красоту и физическую силу человека. Сильный человек богат духовно. Известный скульптор этого времени Мирон. Великолепно владел анатомией, 1-ый свободно передал сложные движения. Пример: статуя «Дискобол».
Вазопись. Художники добиваются более правильного изображения человеческой фигуры. Используют белый фон, что давало возможность писать не только черным лаком, но и желтым коричневым, синей красками.
Высокая классика (450-410)
Подъем экономической и политической жизни Греции. Расцвет греческой культуры. Культурным центром стали Афины.
Афинский акрополь – комплекс храмовых построек. Комплекс возведен на скалистом холме выс=150м. Главный архитектор - Фидий.
Планировка: вход – Пропилеи – глубокий сквозной портик с колоннадой. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос посвященный богине победы Нике. На самом высоком месте стоит величественный храм Парфенон(447г), посвященный Афине Парфенос. — дорический периптер, окруженный сорока шестью колоннами. Фронтоны и метопы Парфенона были украшены мифологическими сюжетами.
Эрехтейон – храм, в котором отправляли культ нескольких божеств. Располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон имеет необычную ассиметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
Скульптура высокой классики отличается героичностью, монументальностью гармоничностью человеческих образов. Фидий, Поликлет – главные скульпторы высокой классики, создали образы, полные жизни и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Поликтет написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил правила пропорции и симметрии, необходимые для построения правильного изображения человека. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6.
Поздняя классика(410-350гг. до н.э.)
Тяжелое для Афин время – войны Афинской державы с Пелопоненнским союзом, Афины потерпели поражение, что привело во второй половине 4в. к подчинению Македонии.
В скульптуре на смену мужественности и суровости приходит интерес к душевному миру человека.
Главными скульпторами этого времени были: Скопас, Пракситель, Лисипп.
В архитектуре появляется коринфский ордер с колоннами с ионическими пропорциями, завершаемая богато декоративной капителью в виде орнаментальных листьев и выходящими из них короткими завитками. Большая высота капители придавала стройность и легкость.
Развивается строительство театров. Актеры играли на круглой площадке – орхестре. Места для зрителей (театрон) были расположены по склону холма и собирали 10 000 зрителей.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 704;