Критическая философия И. Канта. Иммануил Кант (1724 – 1804) является родоначальником немецкой классической философии, влиятельного философского течения
Иммануил Кант (1724 – 1804) является родоначальником немецкой классической философии, влиятельного философского течения, как бы подводящего итог развития всей классической философии. В творчестве Канта принято выделять два периода: докритический и критический.
В докритический период Кант предстаёт как, прежде всего, учёный (физик, астроном, географ). В науке у Канта имеются заслуги. Так, например, он доказал зависимость приливов и отливов от положения Луны; обосновал происхождение Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Но кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в критический период, основными произведениями которого принято считать «Критику чистого разума», «Критику практического разума» и «Критику способности суждения».
Кант провёл критический анализ предшествовавшей ему философии и попытался применить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствовавшему до него, как он считал, догматическому подходу.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В философии Нового времени на передний план вышла гносеология. В центральной проблеме гносеологии – взаимодействии субъекта и объекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Всё субъективное рассматривалось как помеха на пути достижения истины. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, не только определяет способ познания, но и конструирует предмет знания.
В субъекте Кант выделил два уровня: эмпирический и трансцендентальный.
Эмпирический уровень – это индивидуально-психологические особенности человека.
Трансцендентальный – это надындивидуальное в человеке, то есть характеристики человека как такового.
Познающему субъекту, по Канту, присущи некоторые врождённые (доопытные, априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые. Это формы чувственности – пространство и время – и формы рассудка – понятия и категории.
Кантовскую гносеологию можно представить следующим образом. Существуют вещи сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека и порождают многочисленные ощущения. Ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством и временем). У человека формируются восприятия, которые носят индивидуальный и субъективный характер. Деятельность рассудка на основе врождённых форм мышления (понятий и категорий) придаёт этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Поэтому знания, основанные на них, имеют объективный характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, априорные формы чувственности и рассудка явилась сознанию субъекта, и он может делать о ней различные умозаключения. Именно доопытные формы рассудка – понятия и категории – формируют предмет знания. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант назвал явлениями. Наука, основывающаяся на рассудке, может, по Канту, знать только явления. Каковы вещи сами по себе, то есть, каковы их свойства вне сознания субъекта, наука знать не может.
Человек, по Канту – житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. В нём господствует природная закономерность, не зависящая от человека. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует практический разум. Его основная функция – руководить поступками человека. Его движущая сила – это не мышление, а воля. Кант считал человеческую волю автономной, так как она руководствуется не чем-то внешним: не божественной волей и не природной необходимостью, а своим собственным законом, который сама же ставит над собой. Законы практического разума – это нравственные законы, предписания людям, как им необходимо жить. Главный закон, кантовский категорический императив гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы одновременно иметь силу принципа всеобщего законодательства. В своей деятельности нужно рассматривать человечество всегда как цель и никогда как средство.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 639;