Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения

Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV-XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их гречески­ми рукописями в Италию, где они начали «возрождать» антич­ный, в основном платоновский, взгляд на мир. Вместе с этим социально-экономическое развитие общества повлекло за со­бой формирование нового мировоззрения, в центре которого находилась активная личность, способная преобразить мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило инте­рес к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества, привело к поискам в ней ответов на по­ставленные новой эпохой вопросы. Важно отметить, что насле­дие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Со стремлением уста­новить преемственность с античностью путем возрождения клас­сической древности и связано название эпохи – Возрождение.

Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание гуманизма как ведущего идеологичес­кого движения эпохи, оказали огромное влияние на все пос­ледующее развитие мировой культуры. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, гуманизм открывал путь и к по­знанию природы человека.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, главным в формировании гармонической личности было признано вос­питание гражданина.

Основываясь на понимании человека как природного един­ства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, – подготовить физически и духовно здорово­го, активного и жизнестойкого гражданина, – физическое вос­питание как компонент формирования гармонической лично­сти в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в антич­ные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.

В созданном в началеXVI в. английским мыслителем Тома­сом Мором (1478–1535) утопическом проекте бесклассового общественного устройства прозвучала идеяоб обязательном уча­стии всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Т. Мор полагал, что производительный труд будет специализиро­ван, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к избранной профессии.

.

 

 

Томас Мор

 

Переводы литературных произведений классиков древно­сти стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гу­манизм, который постепенно утратил общемировоззренчес­кое значение.

Те же самые тенденции прослеживались и в практике учеб­ных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике, подражание сти­лю Цицерона в риторике стали основным содержанием обра­зования. Обучение, дающее одностороннее развитие, не могло не вызвать критики со стороны по-новому мысливших гумани­стов. Сатира, направленная ранее на схоластическую школу сред­невековья, теперь стала обращать свое острие против совре­менной им школы.

Новогуманистический образец воспитания, который в дальнейшем оказал огромное влияние на развитие мировой педагогической мысли и школьной практики, родился в недрах отдель­ных школ. Первые шаги в практи­ческом его осуществлении были предприняты в 20-е гг. XV в. талан­тливыми итальянскими педагогами Витторино да Фельтре (1378–1446) и Гуарино Гуарини (1374–1460). В школе в Мантуе на севере Италии, которую возглавлял Витторино и ко­торая известна под названием «Шко­ла радости», кроме детей герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, учились еще око­ло 70 неимущих учеников по выбору самого Витгорино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени. Содержание обучения имело своей целью заложить у воспитанников фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы им самостоя­тельно овладевать специальными знаниями.

 

 

Витторино да Фельтре

 

Овладение навыками самообразования новые гуманисты ставили превыше всего. Основу школьной программы состав­ляло изучение классических языков и литературы, куда, есте­ственно, включалось изучение традиционных «семи свобод­ных искусств». В методике обучения было много заимствова­ний у Квинтилиана. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетического воспитания, предусматривающе­го в качестве одного из его средств и оформление интерьера учебного помещения, отводилось много времени физическо­му развитию – длительным прогулкам, спортивным играм, выработке грациозности в танцах, верховой езде. Таким обра­зом, формирование личности учащихся сохраняло у Витто­рино элементы рыцарского воспитания. Вместе с тем многое в быте учеников мантуанской школы, согласно христианской традиции, носило дух аскетизма, с тем чтобы укрепить их в добродетели.

 

Франсуа Рабле

Различия в построении учебных программ, образовательных целях, методах работы этих двух педагогов отражали цели обучения, базировав­шиеся на общей гуманистической основе. Успех их деятельности объяс­нялся не только личными достоин­ствами и высочайшей эрудированно­стью руководителей школ, но глав­ным образом реализацией ими гуманистических идей. Эти школы явились как бы прообразом классических гимназий последующих столетий.

Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533–1592), который в своем труде «Опы­ты» предложил концепцию человека нового времени – ши­роко образованного и критически мыслящего. Основу зна­ний, по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, вну­шаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен са­мостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблю­дать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому цен­ность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем. Педаго­гическая философия М. Монтеня предвосхитила многое из того, что получило развитие у просветителей XVIII в.

,

В частности, француз Франсуа Рабле (1494–1553) в своем гротесковом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» подверг ос­трой критике средневековые ханжество и аскетизм, проти­вопоставив им гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

 

Эразм Роттердамский

 

Одним из первых Эразм заговорил о собственно народ­ном образовании, а провозглашение отношения к труду кри­терием нравственности поставило его в ряд самых прогрес­сивных мыслителей той эпохи.

Основные педагогические идеи Эразма Роттердамского из­ложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529), «О методе обучения» (1511). По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и вос­питанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Эразм не признавал, считая, что специальные методы, приспосабливае­мые к особенностям женского характера – капризам, любви к интригам и т д., – только усугубляют эти отрицательные каче­ства. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание ощущения морального долга и религиозно­го послушания.

Университетский скиталец, оставивший огромное коли­чество учеников почти во всех странах Европы, Вивес внес огромный вклад в формирование системы педагогического знания. Ученые последующих столетий высоко оценили его подходы к рассмотрению работы памяти, откуда Вивес де­лал важные для организации процесса обучения выводы. Практически ему принадлежит и выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей, в дальнейшем разви­того и обоснованногоЯ.А. Коменским

Влияние Вивеса и Эразма Роттердамского сильно ощу­щалось в среде английских педагогов. Возрождение гуманис­тического идеала воспитания в Англии, начавшееся в начале XVI в., привело к появлению школ гуманистического типа, таких как школа св. Павла в Лондоне, открытая при непос­редственном содействии Роттердамского. Он активно помо­гал основателю светской грамматической школы при лон­донском кафедральном соборе Джону Колету (1476–1519).

Опираясь на накопленный предшественниками опыт орга­низации гуманистического воспитания, Дж. Колет и его кол­леги старались создать в своей школе атмосферу высоконрав­ственных отношений между учителями и учениками, выра­ботать у учащихся стремление к самосовершенствованию и овладению культурным наследием предыдущих эпох.

В кружке «оксфордских реформаторов», в деятельности которого участвовали Дж. Колет, Эразм Роттердамский, То­мас Мор и другие гуманисты, вынашивалась идея обновле­ния общества через просвещение и пропаганду христианс­кой нравственности. Как показывает история, идея гуманиз­ма складывалась не только в позднесредневековых университетах, где еще царила схоластика, но и в торгово-ремесленных кругах итальянских городов-республик. Челове­ка начинали ценить не по его принадлежности к определен­ному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности начали считать ее способность и готовность к са­мовыражению. Можно сказать, что, провозглашая человека центром мироздания, гуманизм Возрождения отражал стрем­ление эпохи к идеалу гармонического развития личности.








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2894;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.