Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры

У множества так называемых варварских народов, находившихся на различных уровнях социального развития, но в целом на стадии разложения родоплеменного строя, со­хранялись свои традиционные фор­мы воспитания. Кельты, известные также как «галлы» и «гелаты» – народ Центральной и Западной Европы – воспитывали у юношей такие качества, как храбрость воина, гостеприим­ство домохозяина, благопристойный внешний вид при лю­бых обстоятельствах, красноречие собеседника. Воспитание кельтской молодежи было сосредоточено в руках жрецов-друидов, которые исполняли и судейские обязанности. Обу­чение детей осуществлялось в устной форме.

Гай Юлий Цезарь (102–104 до н.э.) в шестой книге своих «Записок о галльской войне» писал: «Друиды принимают деятельное участие в делах благочестия, наблюдают за пра­вильностью общественных жертвоприношений, истолковы­вают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же посту­пает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом». Эти «науки», судя по описанию Цезаря, привлекали внимание даже образо­ванных римлян, которые считали полезным посылать своих сыновей для обучения в Галлию и Британию.

Кельтский фольклор, эпические произведения, особенно саги о народном герое Кухулине, восходящие к первым векам нашей эры, дают в общих чертах представление о кельтском традиционном воспитании. Из них видно, что мальчики из благородных семей воспитывались в доме друида или вождя, объединяясь в группы сверстников. Эпические сказания назы­вают учителя «приемным отцом». Герой Кухулин и его сотова­рищи проходили науку в доме вождя: «Блестящи, статны, пре­красны были доблестные воины, люди Улада, собиравшиеся в этом доме. В нем происходило много великих собраний вся­кого рода и дивных увеселений. Были там игры, музыка, пе­ние, герои показывали подвиги ловкости, поэты пели свои песни, арфисты и музыканты играли на своих инструментах...» Образованность Кухулина, достигшего должного возраста, описывается в следующих словах: «Многими дарами обладал он: прежде всего даром мудрости... далее – даром подвигов, даром игры в разные игры, даром счета, даром пророчества, даром проницательности». Помимо этого герой получил во­енно-физическую подготовку и выработал в себе качества на­стоящего воина. Невеста Кухулина также воспитывалась в кругу сверстниц в доме «владычицы земли». В формировании ее лич­ности принимали участие все лучшие женщины рода, масте­рицы и знахарки.Вот в каких словах в эпосе раскрывается образованность кельтской девушки: «Она обладала... даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты».

В V в. н.э. кельты были обращены в христианство. Однако традиционное внимание к вопросам обучения и воспитания получило свое продолжение в новых формах. Не случайно многие британские и ирландские монахи, потомки кельтов, стали известными учителями и просветителями в раннесредневековой Европе.

У германцев, которые со II в. до н.э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношей, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста – в дружине, военном отряде. Це­зарь, повествуя о племени свевов, нарисовал такую картину общинной организаций воспитания: «Вся жизнь их прохо­дит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохра­няют целомудрие, тем больше им славы...» Цезарь обращал внимание также и на различные приемы закаливания, раз­нообразные военные упражнения, приучение юношества к тяготам сурового образа жизни, на заботу о физическом раз­витии. Все это высоко ценилось у германцев.

У германцев был принят обряд посвящения во взрослые, состоявший из серии испытаний в народном собрании под руководством старейшин. Так, в сочинении римского исто­рика Тацита (ок. 58–117 н.э.) «Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники не украшают юношу щитом и фрамеей (мечом); это их «тога», это первое юношеское отличие...» Нужно иметь в виду, что у римлян облачение 16-летнего юноши в тогу являлось при­знанием совершеннолетия. После этого германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив какой-либо подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и воен­ной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойными своего отечества и родителей». Старые заслуженные вои­ны становились наставниками молодежи, учителями жизни.

С IV–V вв., когда началось переселение германских пле­мен, их традиция воинско-общинного воспитания широко распространилась по всей Европе, оказав сильное влияние на складывавшуюся в средние века систему рыцарского вос­питания и даже на монастырское воспитание. Так, устав бе­недиктинцев, первого монашеского ордена в Западной Ев­ропе, требовал создания в стенах монастырей не только школ и скрипториев – мастерских для переписывания рукописей, но и воинских отрядов. Молодые монахи воспитывались од­новременно и как книжные люди, и как воины, а средневе­ковые рыцари стали стремиться не только к военным побе­дам, но и к идеалу «воина Христова».

В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилиза­ции сформировался «школьный канон» – цикл «семи сво­бодных искусств», составивших в средние века содержание школьного образования. Мировоззрение христианства и его воспитательные идеалы явились одним из источников ду­ховного развития в эпоху европейского средневековья.

В общем, можно сделать вывод, что к началу средневековья в Европе на развалинах западной части бывшей Римской импе­рии в области воспитания, образования и школьного дела су­ществовала чрезвычайно пестрая картина. В римских патрициан­ских семьях и в исчезающих вместе с городской цивилизацией школах сохранялись еще элементы угасающей античности. В то же время в христианских монастырях римский школьный ка­нон – семь свободных искусств – становился первой ступенью образования, предшествующей изучению богословия. В этих но­вых центрах просвещения готовили служителей церкви.

Одновременно набирало силу массовое христианское дви­жение, проповедовавшее новую нравственность, противо­речившую античному идеалу образованного человека. Хрис­тианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. В связи с этим можно утверждать, что теоретико-педагогическая мысль «отцов церкви» значи­тельно уступала тому, что было создано греко-римской куль­турой, она развивалась исключительно в рамках теологии. Хлынувшая в пределы нового мира стихия различных пле­менных культур в условиях складывавшейся феодальной го­сударственности нуждалась в объединяющей силе христиан­ства, в его церковной организации и была равнодушна к культуре греко-римского мира.

В целом сложная социальная картина того времени, по­стоянные войны и бытовая неустроенность отрицательно сказывались на развитии школьного дела. Педагогическая мысль стала частью богословия, а школы замкнулись в сте­нах монастырей.

Рекомендуемая литература

Античная Греция: В 2 т. Т.2. М., 1983.

Античная литература.Рим. М., 1988.

Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

Античные риторики. М., 1978.

Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических фило­софов. М., 1984.

Аракелян Б.Н., Алаян Ц.П., Парсамян В.А. История армянского народа / Под ред. В.А. Парсамяна. Ереван, 1983.

Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.,1984.

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до но­вой эры и его культура. М., 1976.

Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинис­тического времени. М., 1983.

Быт и история в античности.М., 1988.

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

Винничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Грециии Рима. М., 1988.

Геродод. Мимиамбы. Менандр. Комедии.М., 1966.

Гомер. Илиада. М., 1987.

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М., 1935.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

История Грузии: Учеб. пособие / Под ред. Бердзенишвили. Тби­лиси, 1962.

История Древнего Рима. М., 1981.

История Древней Греции. М., 1986.

Ирландские саги. 2-е изд. / Пер., предисл., вступ. ст. и коммент. А.А. Смирнова. Л.; М., 1933.

Истрин В. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1–2. Спб., 1834.

Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.

Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1935.

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном из­ложении. М.,1989.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.М., 1991.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961–1964.

Похищение быка из Куальнге / Изд. подг. Т.А. Михайлова, С.В. Шкунаев. М., 1985.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

Сенека А.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

Тацит П.К. Сочинения. Т. 1-2. М.; Л., 1969.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1977.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.

Цицерон М.Т. Трактаты об ораторском искусстве. М., 1972.

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1442;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.