Социалистическое законодательство. Смысл трудового и социального законодательства при социализме.
В 1922 г., ознакомившись с проектом первого советского уголовного кодекса Ленин предложил ввести в УК РСФСР наказание за пропаганду или агитацию, которая “объективно содействует” международной буржуазии, не признающей коммунистический режим и стремящейся к его свержению. Этим понятием “объективной помощи” международной буржуазии Ленин и его соратники заложили основы законодательства, присущего тоталитаризму. Оно отличается от деспотического законодательства. Характерная черта деспотизма – жестокость, характерная черта тоталитаризма – фиктивность законодательства.
Фиктивность законодательства выражается в следующей закономерности: чем выше формальный уровень официального акта, тем меньше его фактическая сила, меньше вероятность его непосредственного применения, прямого действия.
Конституция, официальный акт, который формально должен обладать высшей нормативной силой – это просто фиктивный акт. Конституция – это официальный фасад тоталитарной системы, и поэтому она должна содержать псевдодемократические декларации, создавать видимость свободы и демократической организации власти. И уже поэтому формальная конституция тоталитарного режима не может действовать. Ее положения либо вообще не имеют отношения к реальной жизни, либо трансформируются в более реальные нормы путем их конкретизации в законах, но при этом смысл норм меняется. Например, конституция может гарантировать право выбора профессии, рода занятий и места работы “с учетом общественных потребностей”; но никакой свободной миграции рабочей силы при тоталитаризме быть не может; поэтому в законах или подзаконных актах конституционное положение будет конкретизировано как централизованное распределение рабочей силы, в частности, как обязательное распределение выпускников высших учебных заведений.
Законы здесь тоже принимаются в расчете на то, что они не будут иметь прямого действия. Они будут конкретизироваться в постановлениях правительства, а последние – в нормативных актах министерств и ведомств и далее – в приказах нижестоящих должностных лиц. При этом смысл закона может измениться на противоположный. В конечном счете, фактически высшей силой здесь обладает приказ начальника – независимо от того, в какой мере он основан на законе. Главное, что этот приказ соответствует воле вышестоящего номенклатурного начальника – партийного руководителя, министра и, наконец, вождя. Законодательные нормы конкретизируются в других актах так, как того требует конкретная политика, проводимая вождем или его окружением.
Законы, которые не конкретизируются в подзаконных актах, либо не действуют вообще, либо их применение определяется неофициальными приказами. Так, уголовное законодательство официально нельзя конкретизировать в подзаконных нормативных актах (правда в этих актах можно устанавливать обязанности или запреты, нарушение которых будет подпадать под существующие статьи уголовного кодекса). Можно достаточно быстро менять уголовное законодательство: постоянно действующий президиум законодательного органа по воле вождя будет вносить в уголовный кодекс любые изменения, а периодически собирающийся на короткие сессии формальный законодатель будет их утверждать. Кроме того, вождь и высшая номенклатура определяют политику применения уголовного законодательства путем официального издания разъяснений верховного суда по вопросам применения отдельных статей уголовного кодекса (суд является придатком карательно-следящей подсистемы. Но при социализме власть не связана официально установленными нормами. Поэтому в более или менее важных делах “власть предержащая” не только решает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, но и дает суду негласные указания, определяющие наказание (“телефонное право”). Чем больше важность дела, тем выше уровень номенклатурного решения, определяющего исход этого дела.
Смысл уголовного закона при социализме – монополия власти на неограниченное насилие. Всякий уголовный закон – и уголовно-правовой, и деспотический – устанавливает наказание за нарушения установленного или гарантированного властью порядка. При социализме же этот порядок таков, что безопасность и имущество не гарантированы человеку от посягательств самой власти. Но только власть может здесь произвольно отнимать у человека его жизнь и имущество, подвергать его иным лишениям, насилию.
Социалистическое законодательство защищает не жизнь человека, а монополию власти на силу, монополию неограниченно распоряжаться “человеческими ресурсами”, в частности жизнью людей. Это законодательство запрещает убивать частным лицам, из частных интересов, но оно допускает убийство и даже уничтожение целых категорий населения из интересов системы.
При социализме человек как таковой не является субъектом права на жизнь, здоровье и т.д. Он низводится до уровня объекта, которым, от имени системы в целом, распоряжаются ее властные функционеры – “начальники”. Они не ограничены в своей власти, но в то же время они обязаны так распоряжаться вверенными им объектами, чтобы эти объекты приносили максимальную пользу “для народного хозяйства”. Правда, в интересах “народного хозяйства”, часть этих объектов превращается в рабскую рабочую силу и, по существу, уничтожается в процессе социалистического производства, так что этот процесс требует постоянного воспроизводства рабской рабочей силы. Жизнь и здоровье отдельного человека здесь ничего не стоят (“незаменимых людей нет”).
Несанкционированное властью причинение телесных повреждений рассматривается как причинение вреда трудоспособности человека, а это уже причинение вреда социальной системе, ибо человек является, хоть и “винтиком”, но полезным “винтиком” в этой системе. Но главное – это нарушение монополии насилия.
Трудовое законодательство регулирует отношения между работодателями и работниками в пользу последних. При социализме же сущность трудового законодательства извращается, ибо здесь законодатель и работодатель совпадают в одном лице. Социалистическое законодательство защищает интересы работодателя, в роли которого выступает сама власть.
Смысл социального законодательства – перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. Иначе говоря, сначала происходит распределение национального дохода посредством рыночного механизма, и при этом кто-то оказывается в выгодном, а кто-то – в невыгодном и даже в крайне невыгодном положении. Затем социальное государство своей уравнительной политикой исправляет “недостатки” такого распределения, т.е., по существу, отнимает часть дохода у имущих и передает неимущим.
При социализме же нет никакого рыночного распределения национального дохода. Здесь все получают от социальные блага, предназначенные для потребления, в объеме, установленном властью. И если кто-то получает больше, кто-то меньше, то только в результате властного регулирования.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1038;