Приложение 5. Фаллический символ в центре Сургута:
Фаллический символ в центре Сургута:
архитектурный китч или административная прихоть?*
Сегодня существует два проекта застройки центра Сургута. Поясним, что под центром города, или пресловутым «ядром центра», как он почему-то именуется в градостроительных планах, архитекторы понимают территорию между рекой Саймой и зданиями «Сургутгазпрома», «Тюменьэнерго», включая полуостров, на котором сейчас находится новый корпус университета. Так вот, существуют два проекта застройки этой территории.
Первый проект, предложенный городскими архитекторами, предполагает постройку моста от Комсомольского проспекта и далее автомобильной эстакады, и дороги через зеленую зону отдыха на реке Сайме с выходом на Ленинский проспект. Вдоль этой дроги планируется построить крупные здания: высотную гостиницу, новое здание администрации города, супермаркет и т.д.
Второй проект, который отстаивает университет, предлагает не строить эстакаду и дорогу, сохранить парковую зону на реке Сайма, а на полуострове между зданиями университета, «Газпрома» и «Тюменьэнерго» расположить зону отдыха для горожан и молодежный комплекс, включающий сооружения для спортивных занятий, занятий по интересам и т.д.
Возникшая по поводу проектов дискуссия интересна для наблюдателя тем, что отражает существующее в городе различие двух групп населения и, соответственно, столкновение их интересов.
Первая группа рассматривает Сургут, в первую очередь, как место для работы и зарабатывания денег. Поэтому стремится максимально сделать его удобным для себя с этой точки зрения. Ей не нужны зоны отдыха и досуга, поскольку представители этой группы проводят отдых в других местах. Зато нужно как можно больше дорог, обеспечивающих быстрейший подъезд к месту работы и магазинам.
Вторая группа включает сургутян относительно давно проживающих в городе или связывающих с ним дальнейшую жизнь. Они заинтересованы в существовании рекреационных городских зон, мест отдыха и досуга для себя и своих детей. Они поддерживают проект застройки центра, защищаемый университетом, и справедливо отмечают, что с завершением строительства широкополосной дороги от улицы Югорской до проспекта Комсомольского полностью решает транспортную проблему восточной части города.
При этом обращается внимание на то, что эстакада и прокладка дороги убивают саму идею центра. Все города стремятся вывести транспорт из центра, сделать его пешеходным. Во всех крупных городах России, начиная с Москвы, движение транспорта через центр – обычно это площадь, сквер, и пр. – запрещено. В Сургуте же сегодня, наоборот, дорога, причем за огромные деньги, проходит через центр города. Тогда, если правильно применять слова, назвать этот образчик градостроительной мысли надо не «центром» и не «ядром», а «центральным перекрестком».
Обсуждение двух проектов застройки интересно и тем, что привлекает внимание к мотивам поведения депутатов Думы г. Сургута. Возможно городские депутаты, будучи в основном «производственниками», так же заражены вирусом «вахтовой психологии временщиков» и поэтому, в свое время, утвердили нынешний градостроительный проект, убивающий идею центра города и зеленую зону на реке Сайма. Но, может быть, все проще, и принятое когда-то непродуманное решение сегодня в силу административно-бюрокра-тических закорючек сложно отменить.
Впрочем сегодня, у официального проекта есть еще одни деятельные защитники. Это сами архитекторы, разработавшие его. Уж очень им нравится здание 30-этажной гостиницы, которую по плану предполагается разместить в самом центре, выступающей главным организатором архитектурного пространства этого центра.
Однако эта идея и вызывает наибольшие возражения. Дело в том, что подобные одиноко стоящие, взметнувшиеся вверх здания, были модны в эпоху авангардизма в 60-е годы прошлого века. Они выступали фаллическими символами эпохи молодежных, студенческих бунтов тех лет и являлись средствами художественного эпатажа, китча, направленного против ценностей буржуазного общества, в рамках общей критики капитализма, в том числе в искусстве.
Но стоит ли авангардистские идеи полувековой давности увековечивать в архитектурных образах нашего города? Вне контекста с той эпохой, в нашем все-таки пуританском обществе, подобные фаллические символы будут выглядеть просто непристойно.
Впрочем, и сегодня в некоторых городах мира используется прием подобного архитектурного китча, но именно так он задумывается и воспринимается. Вот, например, как выглядит в глазах гостей известный небоскреб в Барселоне, также расположенный в центре города и также (символическое совпадение) имеющий 31 этаж.
// 18.10.2005 // 07:41 //
Шокирующее творение архитекторов
MIGnews.com.ua
В центре Барселоны вздымается новый модерновый небоскреб – здание столь по-испански символично, что в головах у горожан, пришедших поглазеть на колосса, взвился целый вихрь эпитетов – «красивый», «надежный», потом вдруг откуда-то взялись: «упругий», «волнительный», «возбуждающий».
Некоторые критики, краснея, принялись понарошку ругать работу французского архитектора Жана Нувеля, обвиняя его в том, что, мол, здание портит силуэт города, и разве это не ужасно, такая шишка на фоне неба Барселоны.
Но на самом деле эротический небоскреб Нувеля порадовал всех – его даже небоскребом не назовешь, гигантский фаллос словно дразнит небосвод, а ночью и вовсе сводит с ума пассажиров транзитных авиарейсов…
31-этажный модерновый не-боскреб в центре Барселоны, выполненный в жанре фаллического символизма. Аналогичное 30-этажное здание, планируется в центре Сургута |
По словам Жана Нувеля, его вдохновила гора Монсеррат, что недалеко от Барселоны; сам архитектор считает, что форма Torre, кроме того, что она вызывает фаллические ассоциации, еще и напоминать зрителю некий фонтан, гейзер, однако человеческое сознание едва ли устоит перед искушением перейти к символам более тонким и в итоге вновь обратится к древнему нефритовому стволу.
Подобные экзотические проекты эротического, фаллического смысла, конечно, имеют право на существование, но едва ли приемлемы для нашего города. Впрочем, и в России ни в одном городе мы не найдем в качестве обозначения центра подобного рода взметнувшуюся вверх башню или колонну. Обычно архитектурной доминантой, символизирующей центр любого российского города, выступает площадь, памятник, небольшая стелла, на худой конец, – обычная клумба, но никак не высокое одиноко стоящее сооружение, вызывающее описанные выше ассоциации. Никто из российских архитекторов не пойдет на столь смелые авангардистские эксперименты, как это делают в Сургуте.
Следует помнить, что россияне и сургутяне, в частности, довольно остры на язык. Сравнение, приклеенное к зданию, к сооружению, просто к какому-либо месту, превращается в устойчивое и общеупотребимое словосочетание. Назвали же в народе новое здание университета «корабль». Теперь какое официальное название не давай этому корпусу, в студенческой университетской среде он навсегда останется «кораблем».
Можно представить, какими двусмысленными сравнениями, эпитетами наградят горожане архитектурный изыск, планирующийся в центре города. Спрашивается, стоит ли затратить огромные деньги, чтобы загубить зеленую зону на Сайме, получить вместо центра города центральный перекресток и сооружение, которое будет вызывать у гостей Сургута усмешки?
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 529;