Из древнерусской литературы
Что вы знаете о летописях?
Возникновение древнерусской литературы связано с началом письменности. Первое упоминание о корелах (так называли в русских летописях древнекарельские племена) помещено в Новгородской первой летописи 1143 года:
«В то же лето ходиша Корела на Емь, и отбежаша; 2 лоиву избиле».
Вы прочитали о неудачном походе корелы на финское племя емь, в результате которого потеряны два парусных судна (лойва).
О древних карелах рассказывалось не только в летописях, но и в «Слове о погибели Русской земли», и в «берестяных грамотах».
Вопросы и задания
Почему летописи и берестяные грамоты являются не только историческим памятником, но и литературным?
§ 22 – 23.Писатели и поэты Карелии о природе
О природе написано немало произведений, можно сказать, что это одна из главных тем как для писателей, так и для поэтов. Вспомните, в каких прозаических текстах эта тема основная, или в каких произведениях, рассказывая о событиях из жизни героев, автор обращается к описанию природы.
Как вы думаете, для чего он это делает?
Виктор Соловьев
1923 – 1992
Виктор Соловьев – один из тех писателей, для которого тема природы главная. Он родился не в Карелии, но прожил здесь долгие годы, раз и навсегда влюбившись в северную землю. Будучи заядлым охотником, писатель много времени проводил в лесу, наблюдая за естественной жизнью лесных птах и разных «зверюшек», среди которых был даже хозяин карельских лесов – медведь. Итогами наблюдений стали книги замечательных рассказов-былей: «Гагарье гнездо», «Дятлов шедевр», «Охотничья тетрадь» и другие. Для первого знакомства предлагаем прочитать маленький рассказ В.Соловьева «Дятлов шедевр».
ДЯТЛОВ ШЕДЕВР
Весной дятел стучит не ради сытости, а ради музыки! Гляди, с каким вдохновением он колотит! В этом деле и нельзя вполсилы: искусство требует трудов...
В погожем розовом покое в разноголосый птичий перезвон врываются чеканные дятловы трели. Вот простучал один, другой и тотчас за болотом - третий. Oни соревнуются. Но тут дело не в прочности клюва, не в силе удара, а в умении заставить дерево звенеть особенным, неповторимым тоном. Во всей округе среди стука дятлов вы не услышите двух одинаковых звучаний.
От инструмента-дерева зависит личное дятлово счастье. Попробуй-ка, разыщи свой инструмент среди тысяч одинаковых колодин, беззвучных и настроенных не в лад. Найди меж безголосых сучьев музыкальный. И пробуди, заставь запеть!
Порхает по стволам трудяга-музыкант, приладится и так и этак, ударит раз, другой, опять перелетит. Уж было, кажется, нашел, что нужно, опробовал, прислушался - фальшивит: подлая трещина портит дело… И снова поиски. И снова пробы. И наконец-то - вот оно. Желанный, безупречный инструмент! Не звук - мечта. Держись, соперники-соседи! Теперь поглядим, чья возьмет!
Однажды я шел с тетеревиного тока, И на ходу дремал после бессонной ночи. И тут сквозь монотонный гул ручья отчетливо расслышал голос арфы. Словно бы кто-то трогал струны неумелой рукой. «Неужто чудится», - подумал я и повернул в направлении звуков. И вот что мне открылось. Просека и телефонный столб с натянутыми проводами. А на столбе, меж изоляторами, двигается пестренький комочек - обыкновенный малый дятел с багровой полоской на темени… Взмахнул головкой дятел да как забарабанит по столбу! И отозвались провода мажорным низким звоном. И долго угасал вдали задумчивый аккорд... А музыкант оцепенел и слушал, и как, должно быть, там, под серенькими перышками, трепетало, волновалось сердце! А когда звуки смолкли, он запорхал, кружась над просекой, восторженно выкрикивая: «Ки!» Потом с разлету сел, опять заколотил...
Где-то в деревяшку попытался вторить заурядный конкурент. Простучал и затих, подавленный творческой завистью.
«Ки! Ки! - разносится над лесом. - Слушайте, меня, пернатые! Слушайте и удивляйтесь: это ли не шедевр!» И, словно палец пианиста, вдохновенный, быстрый клювик бьет по клавишу-столбу.
Я двинулся своей дорогой, и долго еще слышалась мне дятлова арфа. И мне подумалось, что ведь шедевры-то никто из гениев умышленно не создавал, что ведь, по сути дела, все они - счастливая находка.
1958
Вопросы и задания
Понравился ли вам рассказ В. Соловьева? Каким чувством он пронизан? Как это чувство характеризует рассказчика? Обратите внимание на образность и точность языка, его поэтичность.
Перечитайте последний абзац и поразмышляйте над тем, что называют «шедеврами», как они создаются, все ли могут быть их создателями? Как вы поняли: шедевры – «счастливая находка»? Находка для кого? Приведите свои примеры того, что можно назвать шедевром.
Подготовьтесь к художественному пересказу данного текста.
Природу Карелии прославляют в своих стихах не только прозаики, но и многие поэты. Каких из них ты знаешь? Вспомни их стихи.
Виктор Сéргин
1938 – 1998
Среди поэтов Карелии, для которых главенствующей темой стала тема природы, особое место принадлежит Виктору Сергину. Он родился в Кондопожском районе, долгое время работал лесником, выступая его защитником и воспевая в своих стихах карельские леса, где «даже звезды пахнут хвоей». В. Сергин с большой любовью описывает белые ночи, брусничные поляны, лесные сумерки. Его перу принадлежат небольшие поэмы «Отчий дом» и «Кижи». Эти произведения написаны о родном поэту Заонежье, об отцовском доме, который находится сейчас в Кижах.
***
Над Карелией
ночи белые,
над озерами
ветер стих.
Зори падают
перезрелые
в ноги елочек
молодых.
Не колеблется,
не колышется
в белом мареве
сонный всплеск.
Травы стеблятся,
сосны высятся,
солнце просится
из небес.
(1973 г.)
***
Над Карелией
ночи белые,
над озерами
ветер стих.
Зори падают
перезрелые
в ноги елочек
молодых.
Не колеблется,
не колышется
в белом мареве
сладкий сон.
Травы стеблятся,
сосны высятся,
солнце катится
колесом.
(поздние публикации)
***
Зеленый сумрак шалаша
И колкая хмельная хвоя,
Лунища, сложенная вдвое,
И леса сонная душа –
все в облике слилось ночном.
И только лет безумной птицы
разъединить на миг стремится
тьму с тишиной, звезду с лучом.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1492;