Развитие советской критики во второй половине 1950-х и в 60-е годы. «Новый мир» под руководством Твардовского. Его место в литературной жизни 1960-х.
После 20 съезда партии (февраль 1956) и публикации 2 июля 1956 постановления ЦК партии о преодолении культа личности и его последствий общественно-политическая обстановка в стране резко изменилась. В обществе и литературе это назвали оттепелью – по названии стихотворения Заболоцкого и повести Эренбурга.
В мае 1956 покончил с собой Фадеев, который в предсмертной записке обвинил власти в массовых репрессиях и убийствах самых талантливых людей страны.
Литературная жизнь 1950-х,1960-х годов была чрезвычайно разнообразной и пёстрой. Главным качеством литературной политики вообще, и литературной критики, становились непоследовательность, непредсказуемость. Это обусловлено противоречивой фигурой Хрущева, лидера партии вплоть до 1964.
Хрущев то помогал писателям ощутить воздух свободы, то сурово одергивал и всякий раз в качестве судьи выставлял «советский народ». Был убежден, что партия и государство имеют право вмешиваться в вопросы культуры.
Альманах «Литературная Москва». В первом выпуске участвовали Федин, Маршак, Заболоцкий, Ахматова, Твардовский, Пастернак. Во второй выпуске – стихи Цветавеой, отклик о них Эренбурга, «Заметки писателя» Крона. Крон: литературо й может управлять только здравый смысл. Литература не может являть собой перечень образцовых произведений и что непререкаемость не категория литературы. Альманах вызвал враждебную реакцию властей. Состояля разгром альманаха в других журналах плюю сами Хрущевым.
1958 – изгнание Пастернака из Союза писателей. Повод – публикация Доктора Живаго в Милане. Писателя затравили. 1960 - он умер.
1959 – Хрущев на третьем съезде советских писателей. Кто должен выступать в роли критика? Судьей должен быть народ. Умная критическая статья – «это как березовый веник для человека, который любит хожить попариться в баню: он парится и веничком себя похлопывает, а если сам себе не хочет этого делать, то сделает ему другой».
Март 1963 – Хрущев: за простоту и доступность художественных произведений. Свои литературные вкусы выдавал за эталон и ругал писателей, кинематографистов и художников за элементы модернизма. Заявил, что оценку литературный произведениям должна давать партия.
Тем не менее, на рубеже 50-60 писательская литературная критика активизировалась.
Константин Федин (1892-1977) и Леонид Леонов (1899-1994) видели свой долг в оценке современной литературы и стремились сделать литературно-критические статьи важной частью своей художественной практики. Основываясь на нескольких характерных черточках в облике писателя, они создавали целостные писательские портреты.
Константин Симонов (1915-1979) дал образцы критики публицистической. Рассказывает о писателях как журналист – с живыми подробностями, точными обозначениями места встречи с героем очерка, с яркими публицистическими отступлениями.
Литературная жизнь 1950—1960-х годов во всей ее противоречивой сложности не может быть представлена без журнала А. Т. Твардовского «Новый мир», без литературно-критического отдела этого журнала, без того содружества литературных критиков, которые работали в журнале или сотрудничали с ним.
Твардовский дважды приступал к редактированию журнала «Новый мир» и дважды отстранялся от этой деятельности. Как редактор,Твардовский оба раза сменял К. М. Симонова. Уже в 1952 г. журнал опубликовал произведения, ставшие первыми знаками едва обозначавшейся новой эпохи. Среди них статья юного М. Щеглова «Русский лес» Леонида Леонова» , статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», работы М.Лифшица «Дневник Мариэтты Шагинян» и Ф.Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». Эти и другие публикации подверглись нападкам в партийной печати, обсуждались на Втором писательском съезде, и после резолюции президиума Союза писателей СССР Твардовский был снят с поста редактора.
Вскоре после повторного назначения Твардовского, в 1958 г., «Новый мир» превратился в постоянную мишень для литературных критиков и партийных идеологов. В прессе тех лет то и дело появлялись озлобленные выступления, направленные против «Нового мира».
Колоссальный общественный резонанс имела публикация в журнале Твардовского рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 1962 г. Общественная ситуация резко изменялась, а «Новый мир» осознавал себя демократическим изданием, стоящим на тех позициях, которые были созвучны ранней «оттепели». Журнал по-прежнему боролся с силами торможения, стремился критически осмысливать историю и современность, а главное — избегал «полуправды».
Журнал Твардовского напечатал множество художественных произведений, однако платформу журнала, его ценностные ориентиры обеспечивал литературно-критический отдел. Твардовскому удалось собрать в качестве постоянных сотрудников лучшие литературно-критические силы 1960-х годов. А. Дементьев и А.Кондратович, И.Виноградов и В.Лакшин, Ю.Буртин и Б.Сарнов, В.Кардин и А.Лебедев, Ф.Светов и Н.Ильина, И.Роднянская, А.Синявский, А.Турков, А.Чудаков и М.Чудакова. Твардовский был убежден в том, что критика и критики являются душой журнала. Менялись социальнополитические обстоятельства, а общая программа журнала оставалась неизменной. Литературные критики «Нового мира» в оценках литературного произведения оставались свободными и независимыми, полагаясь на собственные литературные вкусы, а не на сложившиеся писательские репутации и стереотипы. Новомирцы напечатали немало отрицательных рецензий — в особенности на те книги, где ощущалась пропаганда сталинизма.
«Новый мир» опубликовал ряд бесценных исследований об истории русской литературы и — особенно — литературной критики — материалы о Воронском и Луначарском, о М. Горьком и Каверине, о Маяковском и Цветаевой.
Новомирцы искали и находили способы контакта с публикой, используя приемы аллегорий, реминисценций, подтекста, намека, иронического пересказа текста, саркастического цитирования. «Новый мир» продолжил традиции русской литературы по широкому освоению «эзопова языка».
Несмотря на то что Твардовский всегда стоял на партийных позициях, власти усматривали в его редакторских действиях и вообще в политике «Нового мира» черты свободомыслия и даже фрондерства (стремление противоречить).Такое стечение общего духа времени и позиции журнала привело к открытой травле Твардовского и его сотрудников.
Положение журнала стало особенно шатким после чехословацких событий 1968 г., когда усилилась политическая цензура. Номера выходили с опозданием, а некоторые публикации изымались в последний момент, и часть журнала поступала к подписчикам с белыми страницами.
Как это бывало в годы жесткого политического контроля, удалось сфабриковать несколько читательских и писательских писем. В них речь шла об антипатриотической позиции журнала, об отказе от идеалов партийности и народности.
В феврале 1970 г. Твардовский был уволен с поста редактора, и вся его редакция тоже покинула журнал.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1985;