Развитие понятия материи у младших натурфилософов.
Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до Р.Х.) предполагает наличие четырёх первоначал (стихий или элементов), которые соединяются друг с другом любовью и разъединяются враждой. Если Вы встанете на высоком морском берегу в ясный день, то непосредственно ощутите присутствие и мощь всех четырёх начал Эмпедокла: земли, на которой стоите, воды, расстилающейся до горизонта, безбрежного воздушного океана и огня – Солнца, излучающего свет и тепло. Все вещи в мире представляют собой смесь четырёх элементов. Вселенная вечна, и её существование подчиняется циклическому ритму: по ней проходят волны организованности и хаоса, когда элементы то хаотически перемешиваются, то полностью обособляются, то смешиваются в тех или иных пропорциях. Эмпедокл считает огонь и воздух – «мужскими» стихиями, а землю и воду – «женскими» (аналогичную мысль можно найти в древнекитайских представлениях об «инь» и «ян»). Всё, что происходит в мире, объясняется не «волей», «желаниями» или «поступками» каких-либо «существ», но исключительно природной необходимостью или случайностью, соединением и разъединением одних и тех же основных элементов.
Таким образом, Эмпедокл положил начало философскому материалистическому плюрализму, который признаёт существование нескольких (многих) начал, независимых друг от друга, так что сложные вещи и бесконечно разнообразные события объясняются сложением либо взаимодействием одних и тех же простых элементов и сил. Это – одна из основополагающих идей научного мышления. Понятие элемента как «простого» вещества, т.е. неразложимого далее при всех химических превращениях, сохраняется и в современной науке. Всё сложное можно свести к простому. Из простого можно вывести и объяснить всё сложное. Мир в сущности, на фундаментальном уровне, устроен единообразно, постоянно и просто. Наблюдая кажущееся беспорядочным многообразие вещей и событий, надо суметь увидеть сквозь кажущийся хаос фундаментальную, постоянную, вечную структуру мира. Именно так формулировал через много веков задачу науки Ньютон: она должна по наблюдаемым сложным движениям тел распознать лежащие в их основе, скрытые простые универсальные силы, действующие по простым и вечным законам, а потом из этих сил вывести любое движение.
Эмпедокл эксплицитно формулирует основную идею всей натурфилософии – истинно сущее не возникает и не уничтожается:
«Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти;
Есть лишь смешенье одно с разделеньем того, что смешалось,
Что и зовут неразумно рожденьем темные люди…
Глупые! Как близорука их мысль, коль они полагают,
Будто действительно раньше не бывшее может возникнуть
Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
Также и сущее чтобы прошло, - ни на деле, ни в мысли
Вещь невозможная…»
«Сущее», стихии – это само бытие. Как же может бытие «возникнуть» или «уничтожиться»? Если бы бытие могло возникнуть, то из чего? Только из того, что не есть бытие, т.е. из небытия, но небытие – это то, чего не существует, поэтому из него ничего и не может возникнуть. Точно так же бытие не может и исчезнуть – ибо во что бы оно могло исчезнуть? Если бы оно исчезло, то что было бы вместо него? Что бы ни было – оно будет, т.е. опять же будет бытием. Поэтому бытие вечно. И лишь благодаря этому вечному бытию или просто бытию (в абсолютном смысле) существуют все вещи в мире. Иначе говоря, любая отдельная преходящая вещь существует лишь потому, что состоит из вечных элементов, которые не могут не существовать (ибо они и есть бытие). Они, как бытие в абсолютном смысле (просто бытие), дают и бытие относительное (бытие чего-то, бытие вещи). И если бы не было того, что существует всегда (т.е. необходимо), то не было бы и того, что существует временно (случайно, т.е. может быть, а может и не быть). «Бытие» – это то, благодаря чему «есть» всё остальное, это условие возможности всякой конкретной вещи в мире. Поэтому во всякой вещи есть нечто вечное, неизменное, абсолютно прочное – «элементы», из которых она «состоит». Все изменения, всякое возникновение и уничтожение касается лишь второстепенного, несущественного, поверхностного, - явления. Сущность вещей неизменна.
Но поскольку элементы неизменны, то для объяснения мира (происходящих в нём изменений) одних элементов недостаточно. Необходимо ввести причину изменения, как учил Гераклит. Поэтому Эмпедокл не ограничивается четырьмя началами, но вводит ещё два – вражду и любовь, иначе говоря, на прозаическом языке науки и философии – силы притяжения и отталкивания. Всякое движение или изменение объясняется взаимодействием всего лишь двух полярно противоположных сил, соединяющих либо разъединяющих элементы. Это – новая фундаментальная идея научного естествознания (хотя ещё в полумифологической оболочке). Свойства всякой вещи объясняются, далее, согласно Эмпедоклу, той пропорцией, в которой смешаны в ней элементы. Это также одна из основных идей научного естествознания в целом. Тем самым анаксименовская идея сведения качественных отличий к количественным получает дальнейшее развитие и подготавливает применение математики в теории природы. Благодаря ей всякой вещи можно поставить в соответствие некоторое число. Заметим также, что четыре элемента Эмпедокла соответствуют четырём агрегатным состояниям вещества – твёрдому, жидкому, газообразному и плазменному.
Эмпедокл сделал также один из первых набросков теории познания. Благодаря чему возможно познание мира, как происходит процесс познания? Эмпедокл высказал важнейшую для всего будущего развития философии идею о том, что от тел непрерывно «истекают», отлетают их тончайшие оболочки, подобия (эйдола, «идолы»), которые сохраняют вид (форму) и свойства тел и входят (влетают) в невидимые поры органов чувств человека в том случае, если формы истечений соответствуют формам этих пор: подобное познается подобным. Таким образом, познание – чисто физический, естественный процесс взаимодействия двух тел, в котором тело человека «уподобляется» в своём внутреннем состоянии - внешней вещи, то есть как бы воспроизводит внутри себя её «вид» и свойства. Эта идея получила дальнейшее развитие в античной атомистике и во всей последующей традиции философского и естественнонаучного материализма.
Анаксагор (ок. 500 - 425 гг. до Р.Х.) также исходит из основного тезиса всей античной натурфилософии: истинное бытие не возникает и не уничтожается; то, что изменяется, рождается и умирает – неистинно; при всех изменениях в мире что-то сохраняется неизменным. Всякое «возникновение» и «исчезновение» – иллюзия, в действительности есть лишь соединение, разделение и смешение одних и тех же неизменных начал. Однако множество и разнообразие существуют реально. Причём реальны именно бесконечно разнообразные качества вещей. Это качественное разнообразие так велико, что никаким конечным набором элементов объяснить его невозможно. Поэтому начал или элементов (материй) должно быть бесконечно много. И каждый из элементов имеет «зернистую» структуру, состоит из бесконечно многих «семян» всех вещей. Таким образом, Анаксагор по сути дела вслед за понятием материи и элементов вводит понятие частицы. Эти бесконечно разнообразные по своим свойствам частицы или «семена» вещей Аристотель называет гомеомериями, «подобночастными», имея в виду, что каждая вещь состоит из бесконечного множества частиц, подобных по своим качествам вещи в целом: слиток золота состоит из бесчисленных невидимых мельчайших золотых частиц, кровь – из мельчайших кровяных телец и т.д. Эти частицы первоначально были смешаны друг с другом совершенно хаотически. Анаксагор, вместе с тем, первым из натурфилософов признаёт, что материя сама по себе недостаточна для объяснения строения мира, она не может сама себя упорядочить. Поэтому необходимо признать, что кроме материи существует и другое первоначало - некоторый космический Ум, который уже «ни с чем не смешан» и который «всё привёл в порядок», создал из Хаоса – Космос, но не как творец мира, ибо материя и её частицы вечны, а как зодчий, архитектор, использующий уже имеющийся строительный материал. Ум упорядочил материальные частицы, соединив их не как попало, а по определённым правилам, чтобы получились «вещи» и стройно упорядоченный Космос. Так и буквы или звуки должны соединяться не как попало, а по определённым правилам, чтобы из них сложились осмысленные слова и разумная речь. Однако и после упорядочивания хаоса смешение элементов не исчезает, т.е. полного разделения и обособления первичных веществ не происходит. Напротив, согласно Анаксагору «всё есть во всём», т.е. в любой вещи есть частицы всех сортов, какие только есть в мире, но частицы одного сорта обычно преобладают, так как «подобное стремится к подобному», что и сообщает вещи её качественную определённость (и мы говорим, что «это» - золото, или кровь, или огонь и т.д.). Выходит, что любая вещь и любая часть вещи подобна миру в целом (есть «микрокосмос»), поскольку в ней есть представители всех без исключения частиц, которые есть в Космосе. И мир в целом бесконечно сложен, и каждая вещь в нём по сути дела бесконечно сложна, неисчерпаема.
Анаксагор высказывает совершенно новую идею, также имевшую основополагающее значение для последующего развития науки. Если всякая вещь делима (так как состоит из частиц или частей), и в то же время никаким делением не может быть уничтожена (ибо никакое сущее не исчезает в ничто), то деление бесконечно, и, следовательно, не существует в мире «наименьшего». Здесь начинается разработка понятий бесконечности и непрерывности (континуума). Судя по всему, каждое «начало» (золото, кровь и т.д.) Анаксагор считал делимым до бесконечности и непрерывным, лишённым «пустот», но в то же время дискретным, состоящим из бесконечного числа отдельных частиц, каждая из которых также имеет бесконечно сложный характер. «По отношению к малому нет наименьшего, но всегда сравнительно меньшее, так как бытие не может стать небытием». Естественно сделать вывод, что и «наибольшего» нет, но есть лишь сравнительно большее. Из этого в свою очередь следует, что понятие величины вообще относительное, что всякая вещь и «мала» и «велика» одновременно (смотря с чем сравнивать), т.е. ни мала, ни велика «сама по себе», поэтому представлять себе «семена» всех вещей как «мельчайшие» и неделимые далее не следует: «множественность присуща всему, и частица выделяемого одинаково множественна». Один из современных историков науки пишет: «Нельзя не восхищаться глубиной этого высказывания Анаксагора, получившего своё развитие только в математическом анализе». Впрочем, найденное Анаксагором теоретическое понятие величины получило развитие уже в школе элеатов и в античной математике. Она подготовила идею бесконечного ряда натуральных чисел, «метод исчерпывания» Евдокса и т.д.
Идея «нуса» (космического Ума) никакого развития у самого Анаксагора не получила (по свидетельству Сократа, пересказанного Платоном в диалоге «Федон»). Он высказал её в самом общем виде, предпочитая в каждом конкретном случае чисто физическое, естественное объяснение. Он полагал, например, что небесные светила – это просто раскалённые тела, а не боги, и за свои безбожные учения был объявлен афинским судом «врагом государства». «Ум» Анаксагора получил дальнейшее развитие и действительное применение в качестве принципа объяснения в учениях Платона и Аристотеля.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 813;