ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ.
В чем главное отличие этой книги от других книг по диетологическим вопросам, по вопросам ожирения? Ведь таких книг издано немало. Но все они без исключения построены по одним и тем же ошибочным принципам подсчета калорийности каждого продукта в составе суточного рациона или подбора готовых диет, калорийность которых подсчитана авторами этих диет. В результате читатели, потратив много времени на такие подсчеты или выбор диеты, не получают нужных результатов и не могут понять, в чем кроется ошибка и чья это ошибка – их самих или авторов книг.
Предлагая читателям перечислять все продукты суточного рациона, определять калорийность каждого продукта в отдельности и общую калорийность всего суточного рациона или предлагая выбирать готовые диеты из множества вариантов, авторы этих книг тем самым призывают их делать не имеющие смысла подсчеты или выбор. Читатели притом решают вопрос «как составить нормальный рацион» вместо совсем другого, но единственно верного вопроса «какую часть этого рациона (готовой диеты) можно съесть».
В действительности же самая обычная пища, привычная для каждого человека (если она, разумеется, не состоит из одних пирожных), окажется в большей степени правильной и здоровой, чем любая французская диета М. Монтиньяка, как только вы правильно решите один-единственный вопрос – «сколько следует есть».
А что происходит в жизни? Полные люди, измученные неудачами с определением нормальной калорийности питания, не худеют ни на грамм, так как нормальное по калорийности питание не прибавляет новой полноты, но и не убавляет прежней. И тогда случается самое неприятное: полные люди начинают обходить стороной книги по ожирению и диетологии, специалисты делают ошибочный вывод: люди с ожирением «махнули на себя рукой». Но это не так, просто полные люди ожесточились неудачами, к которым привели их авторы книг по вопросам ожирения.
«Испорченные» авторы «испортили» полных читателей.
Эта книга принципиально отличается от других книг, посвященных полноте и ожирению. Здесь нет предложений искать заграничные диеты, но есть совет питаться обычным для вас образом, определив предварительно, сколько можно есть.Читателю не требуется подсчитывать калорийность каждой морковки, каждого ломтика хлеба и каждой картофелины, необходимо только вести стратегические подсчеты калорийности рациона в целом, не размениваясь на подсчеты калорийности одного яблока и половинки авокадо. При этом все вопросы калорийности рациона необходимо решать на основании показаний весов.Читателю всего лишь необходимо привыкнуть к методике определения калорийности рациона по показаниям весов.
Рассмотрим пример. Если весы показывают, что у вас нормальная масса тела, если вы не занимаетесь физической работой, а в рационе имеете не менее 100 г белков и мало жиров для защиты от атеросклероза, то ваш суточный рацион не хуже любой французской диеты. В вашем рационе примерно 2500 ккал. Это вам показали весы, так как норма массы тела не занимающегося физической работой человека означает, что суточный рацион этого человека равен примерно 2500 ккал.
Другие примеры. Весы показывают нормальную массу тела у человека, занятого физическим трудом. Следовательно, суточный рацион этого человека равен примерно 3000 ккал. Если весы показывают норму массы тела у человека, занимающегося не просто физической работой, а тяжелой физической работой, то суточный рацион этого человека составляет примерно 4000 ккал. Это показывают весы, здесь нет никаких подсчетов. Сейчас главное для читателя – понимание своих действий в вопросах питания.
Теперь совсем другой пример. Весы стали показывать читателю, не занятому физическим трудом, что масса тела медленно, но непрерывно увеличивается и все дальше уходит от норм, а брюки или юбки престают сходиться в талии, да и сама талия становится не столько существующей, сколько воображаемой. Человек принимает решение: необходимо похудеть. Если бы ваш суточный рацион был систематически равен 2500 ккал, то весы показывали бы нормальную массу тела и необходимости худеть не было бы. Но весы показывают, что ваш суточный рацион составляет больше 2500 ккал. Это вам ясно. Не ясно другое: в какой степени ваш суточный рацион превышает норму? Такое превышение иногда бывает очень большим. Трудно признаться самому себе, что переедаешь много. В таком случае, берем в расчет самое небольшое переедание, всего 300 ккал в день. Это вас устроит. Следовательно, ваш фактически суточный рацион составляет не менее 2500+ 300 = 2800 ккал.
Следующий шаг – необходимо выбрать суточный рацион худения. Читатель этой книги уже знает, что суточный рацион интенсивного худения в 700 ккал очень популярен (гербалайф, голландский комплект «Викплан» и др.). Если вы выбираете вариант интенсивного худения, то остается осуществить переход с 2800 ккал на 700 ккал в день. Это означает, что с этого дня вы, уважаемый читатель, решили перейти на ¼ обычного вашего рациона. Просто из каждой (в буквальном смысле слова) тарелки необходимо вернуть в кастрюлю ¾ обычной для вас порции. Вот и все подсчеты. Это стратегия личного питания, а не бесполезный переход на модную диету или, по совету Поля Брэгга, убавление половинки авокадо, которого в России многие жители и в глаза не видели. Вместо возврата ¾ обычной порции обратно в кастрюлю можете просто готовить для себя ¼ обычной для вас нормы. Остается регулярно следить за показаниями весов.
Возможно, вам трудно выдержать суточный рацион интенсивного худения в 700 ккал. Не следует огорчаться, придется худеть менее интенсивно, но более продолжительно. Вы можете выбрать суточный рацион худения в 1400 ккал, и тогда из каждой тарелки будете возвращать в кастрюлю только половину обычной для вас порции.
Необходимо помнить, что увеличивать суточный рацион худения до 2000 ккал нельзя, поскольку тогда уменьшение массы тела будет происходить не за счет накоплений жира, а за счет тканей без жира. Увеличивая суточный рацион худения, необходимо более строго определять степень своего переедания, иначе «из любви к себе» можно вообще «выпасть» из режима худения. Выше мы учли только 300 ккал ежедневного переедания, а есть люди с ожирением, сложившимся не из 300, а из 2300 ккал и более ежедневного переедания!
Естественно, необходимо постоянно соблюдать режим питания, не съедать в один-два приема весь суточный рацион худения.
Для человека, занимающегося физическим трудом, методика худения та же самая: исходные 3000 ккал + 300 ккал переедания в сутки составляют 3300 ккал с переходом, например, на суточный рацион худения в 1650 ккал. Это означает возврат в кастрюлю половины каждой порции (продолжительный вариант худения).
Тем читателям, у которых в последние годы масса тела стабилизировалась, но превышает норму, придется решиться похудеть; им предстоит «расплата» за допускавшиеся в прошлом излишки в рационе, оставившие свой след в виде округлившейся фигуры. Здесь уместны суточные рационы худения от интенсивного до продолжительного.
Праздники и гости не являются основание для нарушения твердо установленного вами порядка питания. В других странах, например в Дании, гостей угощают чаем с печеньем, не более того.
Как только весы покажут, что масса тела у вас пришла в норму, переходите на нормальный рацион в 2500 ккал в день (для тех, кто не занимается физическим трудом) и не допускайте его увлечения, не повторяйте прошлых ошибок.
Читатель должен почувствовать себя правильно думающим и знающим дело хозяином своего собственного рациона и режима питания, соблюдающим его сбалансированность, -- в этом, в частности, автор этой книги видит свою задачу, для этого он предлагает ряд новых теоретических разработок по вопросам диетологии. Без них читатель может сбиться с правильного пути в становлении своего диетологического мышления. Напомним еще раз о новых авторских разработках, представленных в этой книге.
Это тщательно рассмотренный в 9-й главе универсальный режим питания с «премиальным регулятором», а также теоретические обоснования применения акупунктуры (иглоукалывания) и электромануальной терапии в помощь худеющим как по линии воздействия на функционирование желудочно-кишечного тракта, так и по линии анорексигенного адреналинового воздействия (последнее только при отсутствии сахарного диабета).
Особое внимание автор стремился уделить больным инсулиннезависимым сахарным диабетом (II тип) с ожирением. Это те читатели, которые ради своего здоровья обязанызначительно похудеть и этим излечиться от своего заболевания, в основе которого лежит излишнее питание или чрезмерное усвоение пищи. Если этого не сделать (всего лишь временное серьезное недоедание), то последствия могут быть очень тяжелыми. Это же относится и к больным сахарным диабетом III типа (сочетанный сахарный диабет II и I типов).
Для того, чтобы повысить стойкость читателя к воздействию принимающего фантастические размеры рекламного беспредела, автор решил привести цитату из книг Владимира Винниченко «Чекисты в Париже» («Золотые россыпи»), изданной в 1991 году издательствами «Полифакт» - «Дружба народов» (Минск – Москва).
В.К. Винниченко после революционных событий 1917 года возглавил правительство независимой Украинской Народной Республики, а после неудачи с независимостью Украины уехал в эмиграцию. Свою книгу Владимир Винниченко написал в октябре 1926 – октябре 1927 (Сен-Клер - Сен-Рафаэль).
Итак, говорит один из героев В.К. Винниченко:
«…Во всем мире, а особенно в больших городах всех частей планеты есть множество шарлатанств: рулетки, фармацевты, всевозможные институты красоты, здоровья, омоложения и так далее. Все они посредством глупости используют одну гигантскую человеческую силу, а именно: жажду счастья. Это колоссальная сила! Невероятная. Вы только подумайте: каждый человек, каждый, без исключения, пылко желает себе счастья. Это универсальный закон. Только воплощение его индивидуально. Один видит свое счастье в богатстве, другой – в славе, третий – в гениальности, четвертый – во власти, пятый – в красоте, шестой – в любви и так далее, и так далее. Глупость человеческая, собственно, и есть тот пояс, который соединяет этот могучий источник человеческий энергии с упомянутыми шарлатанами. И потому так необычайно легковерие ко всяким чудесам и обещаниям».
Вот так думал в 1927 году В.К. Винниченко, глава правительства независимой Украинской Народной Республики 1917 года. С тех пор прошло 70 лет и никаких изменений! По-прежнему процветает легковерие полных людей к рекламным обещаниям чудес в избавлении от лишнего веса.
Остается только удивляться, почему наша страна не стала объектом внимания основателя и президента американской фирмы «Санрайдер» («солнечный всадник») доктора Тай-Фу Чена. В проспекте на русском языке еще 1994 года издания читаем: «Ваша пища должна составлять не более 1500 калорий в день». Это для имеющих лишний вес (программа Виталит, стр. 51). И еще: «Программа самоконтроля веса Виталит предназначена для сбалансированной диеты на 1000-1500 калорий в день» (стр. 55). (Здесь под калориями следует понимать килокалории – М.Ж.)
Уважаемые читатели, не ждите, что «заграница нам поможет». Действуйте уже сейчас и сами. Ведь 1000-1500 килокалорий в день – это 30-50 процентов фактического суточного рациона имеющего лишний вес человека – успех худения гарантирован!
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ.
§1. Философия и мифология.
Появление философии в Древней Греции обычно кратко и условно определяется как переход в объяснении мира от мифа к логосу. Место традиционных рассказов о бесчисленных отдельных фантастических существах (богах, демонах, чудовищах, героях), занимавших воображение древних народов, занимает свободное, самостоятельное, личное исследование и рассуждение отдельных мыслителей, направленное на выяснение единой общей сущности вещей.
В Древней Греции, «колыбели» европейской (западной) философии, сложилась высокоразвитая, богатая мифология. Гесиод, первый достоверно установленный европейский поэт, в VIII в. до Р.Х. систематически пересказал в своей «Теогонии» (поэтическом рассказе о происхождении богов) древние мифы, идущие из незапамятной, досторической древности. Важный источник для ознакомления с греческой мифологией - эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписывают легендарному Гомеру. Греческая мифология не только «воспитала Элладу», как писал Платон, но и во многом определила последующее культурное развитие Европы и всего мира. Её образами заполнен и наш современный язык, культурная среда нашего обитания (титаническая борьба, сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, яблоко раздора, панический страх, ахиллесова пята и т.п.).
Миф – исторически первый способ объяснения человеком окружающего его мира и своей собственной жизни. Для мифического мышления характерно объяснение устройства мира или его отдельных явлений посредством рассказа о его происхождении (генезисе). Древнегреческие рассказы о происхождении мира и его важнейших явлений были одновременно и рассказами о происхождении богов, поскольку греческие боги и есть прежде всего могучие силы природы, предствляемые образно, как похожие на человека (антропоморфные) существа. «Боги» - олицетворение или персонификация этих сил: природа, представляемая по образу и подобию человека. Из поколения в поколение, в течение многих веков переходили рассказы о том, что мир произошёл из первоначального Хаоса. В нём был заложен источник жизни, и Хаос породил Землю, Мрак и Ночь, а от них произошли вечный Свет и День – и так началась и пошла смена дня и ночи. Земля породила Небо, горы и Море – а отца у них нет. Небо стало царствовать над миром и взяло в жёны Землю. У Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов, в том числе титан Время. От титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший титан, Время, отнял власть у отца Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Время и богиня Рея родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Аиду, Зевса-громовержца. Наконец, Зевс и другие дети Времени свергли отца и стали богами-олимпийцами… Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это - жизнь древних родоплеменных вождей, но боги более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. От могущества, намерений и воли богов и зависит прежде всего жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов и тем самым свою судьбу можно узнать через посредство жрецов, Оракула, пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Для того, чтобы избежать несчастий и бед, богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимнами) и жертвоприношениями. Так, в самых общих чертах, представлял себе мир и свою жизнь древний грек до появления первых философов.
В рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение десятков тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «сказание», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других антропоморфных существ и рассказы о них и их взаимоотношениях с людьми. Эти мифические образы владели коллективным сознанием ещё доисторических племён, эти рассказы передавались в устной форме от поколения к поколению с незапамятной древности. В наглядной, понятной каждому «сказочной» форме они давали ответ на важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, неба и земли, дня и ночи, болезней и смерти, человека и общественных порядков, традиций и норм поведения, религиозных обрядов. Мифологией называют прежде всего совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в мировоззрение древнего человека, как члена архаической родо-племенной общности, ещё до возникновения первых речных цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Проблема мифа – это прежде всего проблема первоначального, первобытного сознания, древнейшей формы проявления разума, мышления в человеке. Эпос Гомера и поэзия Гесиода представляют собой уже позднейшую художественную переработку этой первичной мифологии, созданную уже в высокоразвитой культуре и зафиксированную в текстах, дошедших до нашего времени.
Мифическое мышление имеет ряд важных характерных признаков, отличающих его от более развитых форм сознания. Это такое познание мира, которое ещё не сознаёт самого себя как знание, подобно тому как животные и дети до некоторого возраста ещё не сознают сами себя, не знают о собственном существовании. Их сознание полностью «погружено» в свой предмет, целиком сливается с ним. Поэтому мифическое мышление ещё не относится к самому себе критически, не отличает знание о предмете от предмета знания, представление о вещи (или её образ) от самой вещи, отождествляет слово и вещь, которую это слово обозначает, субъективное (находящееся в сознании, в душе) и объективное (существующее само по себе, вне и независимо от сознания). Оно ещё не различает отдельные свойства вещи и её саму, часть и целое, отождествляет сходное, не отличает ассоциативные связи собственного воображения от причинной связи самих вещей и т.д. Это - сознание человека, который ещё не выделяет себя ни из природы, которая поэтому и не осознаётся как «внешний мир», как «природа», ни из коллектива (рода и племени), а потому ещё не знает себя как самостоятельную, автономную личность. Мифологические представления не имеют личных особенностей – они именно общие, являются продуктом коллективного творчества, в котором ещё отсутствует идея «авторства». Мифологическое сознание – не столько сознание отдельного человека, сколько именно сознание рода, племени. Поэтому мифические образы «навязываются» сознанию каждого отдельного человека принудительно и незаметно для него, властно овладевают им так, как овладевает, например, сознанием влюблённого юноши образ любимой девушки. Именно поэтому эти образы, хотя они и существуют лишь в сознании людей, кажутся им самостоятельными существами, да ещё такими существами, от которых зависит их жизнь и судьба. Мы имеем дело с мифом тогда, когда безлично-коллективные представления владеют человеком, а не он владеет своими представлениями, когда к образам, созданным собственным воображением, он относится так же, как к другим людям, животным, растениям, то есть предметам внешнего мира. Мифические представления выполняют важную социальную роль: они внушают члену некоторой общности важнейшие представления, аккумулирующие в себе многовековой коллективный опыт рода и обеспечивающие единство, сплочённость и выживание этой общности, достижение важнейших целей её существования. Не сознавая своего знания, не отличая знание от его предмета, мифологическое сознание не сознаёт и своего незнания. Для него не существует «проблемы знания», проблемы «истины», проблемы обоснованности знания, различия между истиной и заблуждением.
Важнейшей чертой мифологии является своеобразное очеловечивание природы, так хорошо знакомое нам с детства по сказкам: индивидуальное сознание проходит в своём развитии те же основные формы, которые прошло человечество в целом. Носителю архаического сознания свойственно объяснять всё происходящее в мире по собственному образу и подобию, по аналогии с самим собой. За всем существующим и происходящим он воображает «деятельность», «поступки» похожих на человека отдельных существ, наделённых сознанием и волей, имеющих определённые «намерения», «добрых» или «злых», приписывая человеческие качества и человеческие родственные отношения земле, небу, морю, ветру, Солнцу, Луне, звёздам, растениям, животным, предметам быта и т.п. В образах бесчисленных мифологических существ персонифицируются (олицетворяются) не только силы и явления природы, но и человеческие занятия, свойства и состояния человека и т.п. Мифология бессознательно-некритически проецирует на весь мир кровно-родственные человеческие отношения, составляющие первичную основу человеческого общества.
Мифология достигает своего высшего развития в храмовой, жреческой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации. Мифы записываются, систематизируются, обобщаются, им придаётся художественная форма, они становятся предметом рефлексии, богословских размышлений жрецов – так возникают и великие эпические произведения, и священные книги, в которых излагается то или иное вероучение.
После возникновения более развитых, дифференцированных форм сознания (собственно религии, искусства, науки, философии) его архаический мифологический слой не исчезает. Древнейшие мифологические представления вошли в состав мировых религий, они составляют основу и народного фольклора, и высокого, классического искусства. Они составляют важную часть сознания современного человека и современного общества, которое и в «век науки» осталось существенно мифологическим. Современную мифологию легко узнать по указанным выше признакам. Везде, где мы видим широкое распространение в массовом сознании некритически-фантастических объяснений существующего и происходящего деятельностью отличных от человека, более могущественных, чем человек, но тем не менее похожих на него существ, наделённых сознанием и волей, везде, где наблюдаем поклонение небесным или земным идолам, мы видим хорошо известные структуры и функции мифического сознания, творящего и новые, современные мифы. В современных представлениях о едином Боге, создателе мира и человека, о злых или добрых духах, о душах умерших, о «нечистой силе», о привидениях, о святых, о магах и колдунах, об инопланетянах, о суперменах, в современном культе «великих людей», «великих вождей», так называемых «звёзд» массовой культуры и т.д. обнаруживаются древнейшие механизмы работы первобытного мифологического сознания. Более того, оно иногда пытается взять своеобразный «реванш» у возникших позднее, более развитых и высоких форм сознания. Огромная сложность духовной культуры, трудность приобщения к ней вызывают естественную защитную реакцию психики и даже ненависть к науке и культуре у тех, кто не может совладать с ней, кого она подавляет. Поэтому в наше время довольно широко распространилась своеобразная тяга к архаическому, дологическому, примитивному, нерефлектирующему сознанию и поведению – стремление «купировать» рефлексию, «уколоться и забыться» в тех простых переживаниях, образах, объяснениях и способах поведения, которые в изобилии предлагает современная фабрика мифологических грёз - средства массовой информации и массовая культура.
В VII-VI вв. до Р.Х., практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, в первых высокоразвитых цивилизациях, в недрах мифологического мышления, на его основе, в связи с ним и как его отрицание постепенно возникла совершенно новая форма мышления, другой тип сознания и знания, другой способ интеллектуальной деятельности и жизненного поведения, который и получил в Древней Греции название «философии». Здесь впервые в истории появляется теоретическое рассуждение, рождается наука. Наука – продукт личной свободы, свободы мысли, слова и поступка, когда достоинство той или иной идеи подвергается свободному испытанию и критике, когда основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат факты опыта и доводы разума - рассуждение, аргументация, обоснование, логика и доказательство, но не традиция, авторитет и вера. Безличный суггестивный миф, циркулирующий в нерефлектированном коллективном (массовом) сознании, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, самостоятельному поиску истины, уступает место духовной независимости отдельной личности, столь ярко представленной Сократом, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, а также плюрализму мнений и теорий. За исторически кратчайший срок, в одно, можно сказать, историческое мгновение, в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, новых «рассказов» о мире совершенно нового, небывалого прежде типа. Миф уступил место логосу, рассказ – теории.
Очень важно, однако, не просмотреть за этой пестротой и разноголосицей первых личностно окрашенных, чрезвычайно оригинальных философских учений, самое важное, главную мысль, объединяющую первых философов при всех их страстных и яростных спорах, поскольку именно она и делает их всех - философами.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1019;