V. Терроризм как глобальная проблема современного мира
11 сентября 2001 года мир испытал потрясение от произошедших в США террористических атак на здания Всемирного торгового центра. Шок вызвали не только сообщения о тысячах погибших под руинами небоскребов, но и неоднозначная реакция на это событие в разных странах мира. Во многих странах телевизионные камеры запечатлели толпы ликующих людей, выражающих радость по поводу того, что наконец-то и американцев настигло возмездие за их бесцеремонное поведение в мире, за стремление установить свой мировой порядок. Последующие за этим событием действия со стороны США и его союзников подтвердили существующие разногласия по вопросу о том, какие отношения между странами отвечают критериям справедливости.
Очевидно, что оценивать терроризм только как бандитизм, было бы политическим лицемерием. Корни его гораздо глубже. История терроризма уходит в глубь тысячелетий. Примером древнейшей организации, использовавшей террор как средство политической борьбы, является сикария – религиозная секта фанатиков, боровшаяся в 60—70 гг. н. э. против римского господства и социально-политического угнетения, за восстановление иудейского государства.
Ряд террористических организаций, преимущественно религиозно-фанатической ориентации, действовал и в средневековой Европе. По-видимому, террористической по характеру следует считать практику Ордена иезуитов, ставшего ударной силой контрреформации и действовавшего по принципу «цель оправдывает средства». Так, средневековый теолог Ф. Аквинский оправдывал казнь во имя спасения гражданственности; флорентийский богослов Антонин высказывался за насильственное устранение вредного обществу лица. В ХI — ХПI вв. на территории Персии, Сирии, Ливана действовали ассанины, терроризировавшие приверженцев ислама (суннитского толка), крестоносцев и христиан.
В ХVI в. в Индии возникла организация профессиональных убийц-душителей, идейными истоками которой были религиозные догмы, связанные с индийской богиней разрушения Кали. Секретные террористические организации влияли на общественную жизнь и в средневековом Китае.
Основоположником государственного терроризма многие исследователи склонны считать вождя якобинской диктатуры Робеспьера, организовавшего процесс над королем Людвигом ХVI и его казнь. В том же ключе сделал заявление его сторонник Сен Жюст: «Каждый человек имеет право убить тирана, и народ не может отнять это право ни у одного из своих граждан».
В ХIХ в. терроризм как орудие политической борьбы за «социалистические идеалы» в странах Европы имел своей основой учения Бланки, Буонаротти, Моста, Гейнцена и других.
Терроризм как форма политической борьбы приобрел характер системы во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Здесь можно сослаться на народнический и эсеровский терроризм в России. Значительное развитие терроризм получил как в Западных странах, так и в Америке. В частности, период с 1865 по 1914 гг., начавшийся с убийства президента США Линкольна и закончившийся убийством эрцгерцога Австро-Венгрии Фердинанда, характеризуется убийством почти через каждые 18 месяцев главы государства или видного государственного деятеля.
После 1918 г. терроризм был взят на вооружение правыми экстремистами (убийство К. Либкнехта, Р. Люксембург), а также различными национал-сепаратистскими организациями (хорватские усташи). Во второй половине 1940-х гг. политические и философские «обоснования» насилия как эффективной формы политической борьбы террористы черпали из фашистских и лево-экстремистских концепций, среди которых особую роль сыграли идеи Фанона и Дебре.
Различные аспекты проблемы международного терроризма и эффективной борьбы с ним явились важнейшими темами теоретического анализа европейской и американской научной мысли ХХ века. Взрыв террористической деятельности в странах Запада конца 1960 – 1970 гг., главным образом со стороны лево-экстремистского и этноконфессионального террора, разбудил исследовательскую мысль и вызвал к жизни поток литературы, в которой анализировались причины, мотивы, механизмы и психология совершения террористических актов, определялись прогнозы будущего и конструктивные идеи эффективной стратегии борьбы с этим чудовищным злом современной эпохи.
Выйдя за национальные рамки еще в конце ХIХ — начале ХХ веков, терроризм приобрел международный характер, став оружием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга идеологией, культурой, моралью, миропониманием и мироощущением.
Слово «терроризм» («террор»), довольно широко распространенное, не имеет однако четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror – страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и т. п. Например, Толковый словарь В. И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.
В политологии принято считать, что терроризм есть особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование терроризма на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных человеческих групп.
С позиций международного права терроризм оценивается как совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Терроризм можно классифицировать по многим основаниям: по его целям; по сферам жизни общества, где он реализуется; по социальным конфликтам и т. д. Наиболее рациональной считается такая типология терроризма: международный, государственный, политический, этнонационалистический, религиозный, идеологический, военный, криминальный.
Рост терроризма в современном мире вызван усилением социальных противоречий, увеличением разрыва между развитым Севером и бедным Югом. Американский политолог С. Хантингтон еще в 1996 году выдвинул утверждение, что по мере укрепления финансового и экономического могущества стран Запада, все более заметными будут становится культурные различия между восточной и западной цивилизациями, обнаруживаться несовместимость их мировоззрений и жизненных практик. Не за горами третья мировая война, — утверждает Хантингтон, — и это будет война культур. События сентября 2001 года многие расценили как начало реализации этого прогноза.
Хантингтон несомненно прав, говоря о важности культурных различий, и несводимости их к социальным и экономическим различиям. Язык, история, религия, этничность, обычаи, нравы, образующие каркас той или иной культуры, важны потому, что обеспечивают идентичность народа и индивида. Культура – это то, что отличает китайца от вьетнамца, индуса от пакистанца, а всех их вместе взятых от англичанина, француза и немца. Запад же (в лице США, прежде всего) до сих пор уверен, что есть только одна «правильная» культура (соответственно: один «правильный» язык, одна «правильная» религия, один «правильный» образ жизни, один «правильный» набор нравственных ценностей) – та, что сложилась и существует в странах Западной и Северной Европы, США и Канады. Весь остальной мир – это периферия, удел которой – прозябание на фоне сытого, живущего в комфорте и безопасности Центра.
Западная культура уже давно перешла в стадию цивилизации, то есть такое качественное состояние, при котором на первый план выдвигаются приоритеты и ценности материального характера. Это рыночная цивилизация,в которой вся совокупность отношений человека с миром рассматривается сквозь призму простого цифрового подсчета, учитывающего такие категории, как привлекательный вид, новизна, соотношение цены и качества. Эта рыночная логика подчиняет себе все отношения, — от собственно хозяйственных, до семейных, профессиональных, любовных. Современное западное общество представляет собой гигантский, тотальный супермаркет.
Утверждая о приоритете западных культурных стандартов перед всеми остальными, почему-то забывают ряд бесспорных фактов. К примеру, в то время, когда в Египте строили пирамиды, создавали сложнейшие ирригационные системы и делали хирургические операции с трепанацией черепа, на месте нынешних Лондона и Парижа стояли непроходимые леса. Возраст Московского университета превышает возраст США – оплота западной цивилизации.
Из истории Запада не может быть вычеркнута и страница, связанная с колониальными захватами, грабежом заморских территорий, рабовладением. Значительная часть богатств современного Запада приобретена за счет нещадной эксплуатации стран, относимых сегодня к слаборазвитым и обвиняемых в покровительстве терроризма.
Основная легитимация терроризма такова: «Терроризм – это единственная возможность угнетенных, порабощенных, бедных заявить о том, что по отношению к ним творится несправедливость». Политический радикализм в России во второй половине XIX века оправдывал убийства высокопоставленных царских чиновников тем, что бороться с государством открыто невозможно из-за несоизмеримости сил и средств сторон. Противостоять США в открытом военном и экономическом столкновении сейчас не может никто. Но даже США не могут воспользоваться своими военно-полицейскими возможностями, если против них проводится террористическая акция. Чем можно запугать палестинцев, борющихся за создание своего национального государства? Угрозой смерти? Нет, ибо сотни молодых людей сознательно становятся шахидами и жертвуют собой во имя целей, которые кажется западному человеку ложными.
Поэтому прежде чем бороться с терроризмом, необходимо согласиться с тем, что это не обычный бандитизм. Очень часто террористами объявляют банальных уголовников, захватывающих заложников, транспортные средства, взрывающих людей и здания исключительно по утилитарным, связанным с деньгами, соображениям. Настоящий терроризм – это метод, с помощью которого маргинальные социальные и политические группы заявляют о своем праве на участие в решении своей собственной судьбы. Терроризм – зло, ибо использует ни в чем неповинных людей в качестве средства достижения ограниченных целей. Но искоренить его только военными и полицейскими средствами невозможно. Необходимо искоренять корни терроризма, а они – в несправедливом мировом порядке, в том, что две трети населения Земли живет в условиях, недостойных человека, в то время, как существуют реальные возможности для улучшения их жизни.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2438;