Как научиться читать следы?

Умение читать следы, определять по ним, когда прошел человек, кто он, что он нес, давно ли он идет, — большое искусство. Надо много и упорно развивать свою наблюдательность и зоркость, чтобы научиться этому искусству.

Надо знать, что следы человека, идущего шагом, равномерно отпечатываются — вся плоскость ноги прикасается к земле; длина шага (от носка одной ноги до пятки другой) взрослого человека при медленной ходьбе равна примерно 50—60 сантиметрам. Если на земле незаметны отпечатки каблуков или же нога оставила глубокий след и шаг длиннее нормального, значит человек бежал.

По некоторым признакам можно приблизительно определить время, когда оставлен след. На легком песчаном грунте в сухую погоду след очень быстро утрачивает свою свежесть, особенно при ветре. Следовательно, если след еще виден, значит, он сделан недавно. На сырой земле, а также на вязкой глинистой почве след долго сохраняет свою форму. Ясно, что полуразмытый след сделан или во время дождя, или до него (надо помнить, когда шел дождь). Если в данный момент нет ветра, а на следах есть ветряной нанос (пыль, семена растений, пух), то, следовательно, след оставлен до того, как прекратился ветер (надо помнить, когда был ветер).

Дело это, конечно, довольно сложное и требует навыка. Примятая трава выпрямляется не сразу. По степени примятости травы можно более или менее точно определить, когда след оставлен.

По следам, оставленным на месте привала (пепел костра, остатки еды и т. п.), можно с приблизительной, конечно, точностью установить, когда и кто был здесь.

Для того чтобы научиться читать следы, нужно развивать в себе наблюдательность и способность делать выводы из своих наблюдений. Для практики можно оборудовать небольшую гладкую песчаную площадку — «книгу посетителей». Слегка увлажнив поверхность площадки, сделайте на ней отпечатки различных следов: взрослых людей и детей, обутых и разутых, бегущих и идущих шагом, следы домашних животных, следы велосипеда, тачки и т. п. Пусть ребята определят, кто побывал у них в гостях и расписался в «книге посетителей».

Чтобы развивать у пионеров умение искать и разбираться в следах, займись с ними играми на местности. Сначала ребята могут двигаться по ясно заметным дорожным знакам, а потом по едва уловимым следам.

Полезны также игры, при проведении которых приходится отыскивать на местности какой-нибудь спрятанный там предмет.

«Осторожно, мины!» Проведи игру в редком лесу, где есть высокая трава и кустарник.

Раздели играющих на две равные команды по 5—10 человек и отведи каждой участок в лесу.

Команда «минирует» свой участок и ставит в его центре флажок на длинном древке — «знамя».

Для «минирования» заготавливают побольше шпагата, мочалы или лыка и окрашивают весь заготовленный материал зеленой краской. Затем вокруг флажка на различных от него расстояниях, не превышающих, однако, 100 шагов, устраивают «минные поля», окружая их шпагатом (мочалкой, лыком), связанным в большое кольцо и замаскированным в траве и кустарнике. Можно обозначить участок маленькими колышками, окрашенными в зеленый цвет и вбитыми вдоль границ участка через 1/2 шага. Надо сделать несколько таких полей, оставив между ними узкие и извилистые проходы, по которым можно было бы добраться до флажка.

В день игры, по жребию, хозяева одного из «минированных участков» становятся «наблюдателями» и помогают главному судье — вожатому — следить за действиями другой команды, изображающей «бойцов пехоты», которые должны пробраться к флажку. «Наблюдатели» идут позади «пехотинцев» и сообщают вожатому, если кто-нибудь из них попал на «минные поля».

Команда «бойцов пехоты» должна пробраться к флажку, взять его и, не возвращаясь по прежней дороге, вынести его за пределы участка.

Затем команды меняются ролями и идут на другой участок, где игра возобновляется. Выигрывает команда, которая быстрее вынесла «знамя» и сохранила большее число «бойцов».

«По дорожным знакам». Играют в лесу, где имеется много пересекающихся тропинок и дорог.

Играющие становятся на тропинку шагах в двухстах от ее поворота. Один из играющих, по жребию, уходит вперед по тропинке. На каждом разветвлении тропинки, а также на каждом перекрестке он оставляет дорожный знак, указывающий, в каком направлении он пошел, или предупреждающий команду г б опасности. Пройдя около 1 километра, водящий ставит на тропинке последний знак, располагая его уже не на разветвлении пути, а на прямом участке. От этого дорожного знака водящий идет в сторону и, углубившись в лес, прячется на дереве или в кустарнике, не далее чем в 100 шагах от последней отметки на тропинке. Через пять минут после ухода водящего по его следам идут остальные пионеры. Они не знают, по каким тропинкам прошел водящий, и на каждом разветвлении или перекрестке останавливаются и ищут дорожный знак. Найдя его, они узнают, куда повернул водящий, и идут дальше. Играющим также не известно, где водящий сошел с тропинки, чтобы спрятаться в лесу. Поэтому они все время внимательно смотрят под ноги, чтобы не пропустить знака. Выигрывает тот из пионеров, кто первый увидел водящего.

Пока ребята не научатся находить дорожные знаки, их нужно делать побольше размером. С каждым разом величину знаков надо уменьшать и в конце складывать их из маленьких камешков, иголок хвои и т. п.

«Кто прошел по дороге?» Эту игру проводи, когда небольшой летний дождик прибьет дорожную пыль и на дороге будут ясно отпечатываться следы людей и животных.

Звено или отряд идет по дороге, каждый пионер внимательно вглядывается в находящиеся на ней следы. Кто найдет особенно ясный отпечаток следа ноги человека или животного, тот указывает на него остальным ребятам, и все вместе запоминают особенности следя: его размеры, форму; если шел человек, то особенности подошвы его ботинок: есть ли вдавлина от подковы на каблуке, острые или тупые носки подошвы и т. п.

Потом все отправляются дальше по дороге, стараясь не потерять следов и узнать по ним возможно больше об оставившем их человеке. А узнать можно многое. Нетрудно различить по размерам и форме отпечатка обуви, кто здесь прошел: мужчина или женщина. Можно установить, быстро или медленно шел человек: при быстрой ходьбе у мужчин длина шага равна 75—85 сантиметрам (считая от пятки одной ноги до пятки другой ноги), при медленной — 50—60 сантиметрам; у женщин и детей длина шага будет на 10—15 сантиметров короче. Если человек останавливался, ‘то на одном месте будет много натоптано следов. Иногда нетрудно установить, для чего он делал остановку. Например, внимательно осматривая почву вокруг того места, где стоял человек, вы замечаете обгорелую спичку, — значит, он здесь закуривал.

Выигрывает тот из ребят, кто наберет больше очков, разбираясь в следах. Количество очков за каждый правдоподобный ответ установи заранее.

«По следу». Один из пионеров, по жребию, становится водящим. Он прикрепляет к подошвам ботинок дощечки с набитыми на них гвоздями, напоминающие «кошки», применяемые при подъемах на скалы. От гвоздей на земле остаются ясно заметные следы.

Игру лучше проводить в густом лесу, где мало травы. Все располагаются у флажка, воткнутого в землю. Водящий уходит в лес и, делая петли, запутывает свои следы. Через пять минут по его следам отправляются остальные играющие. Их задача — как можно скорее найти водящего и поймать его. Водящий старается незаметно пробраться к тому месту, где стоит флажок, и завладеть им. Если играющие увидят водящего, то они кидаются за ним в погоню и стараются его запятнать, прежде чем он добежит до флажка.

Когда водящий пойман или, напротив, незамеченным овладел флажком, игра кончается. Затем выбирают нового водящего и проводят игру еще раз или два.

 








Дата добавления: 2022-07-09; просмотров: 3590;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.