Как идти по Азимуту. Обучение ориентированию

Что же такое азимут и как идти, держа по нему направление? Угол, образуемый линией север — юг и направлением на местный предмет, называется азимутом. Величина азимута измеряется в градусах от 0 до 360 в направлении движения часовой стрелки.

Попробуй определить азимут какого-нибудь виднеющегося вдали предмета, например дерева, стоящего на вершине холма. Ориентируй компас, то есть поверни его в горизонтальной плоскости так, чтобы буква «С» стала против вороненого конца магнитной стрелки. Теперь возьми соломинку (спичку или маленькую прямую палочку), положи ее на крышку компаса так, чтобы она пересекла ее центр, и, держа компас перед глазом, прицелься концом соломинки на дерево. Не сдвигая с места соломинки, взгляни, через какое деление лимба она проходит.

На рисунке она проходит через деление 75. Следовательно, азимут равен 75°. Помня это число, ты даже в темную ночь сумеешь найти направление, которого следует держаться, чтобы притти к дереву на вершине холма.

Если имеется карта местности, где ты предполагаешь провести занятия с пионерами, то азимуты можно определить заранее. Для этого на карте через точку, откуда начнешь путь, прочерти две взаимно перпендикулярные линии — параллельные линиям рамки карты. От пересечения этих линий проведи черту на ориентир, азимут которого хочешь установить. Затем наложи компас центром на пересечение этих линий так, чтобы диаметр СЮ компаса совпал с линией СЮ карты. После этого смотри, какое деление на лимбе компаса находится против определяемого направления. Это деление укажет величину азимута заданного ориентира.

Для движения на местности в направлении заданного азимута:
1. Ориентируй компас.
2. На ориентированном компасе соломинкой или прутиком поверх стекла отложи нужный азимут.
3. Провизируй (просмотри глазом) направление соломинки на местности и заметь на этом направлении, или, как говорят, в створе, несколько ориентиров. Запомни их.
4. Иди от одного ориентира к другому, время от времени проверяя по компасу направление движения.

Учи ориентированию. Все сведения по ориентированию на местности проходи с пионерами практически, во время походов. Вот несколько упражнений и игр, которые помогут ребятам научиться ориентированию.

Кто лучше помнит? Идя по незнакомому пути, обращай внимание ребят на находящиеся на местности ориентиры. Указывай ориентиры на поворотах дороги или тропинки, по которой вы идете; если же путь прямой, то ищи ориентиры на пересечениях и разветвлениях дорог, на лесных опушках — там, где легко сбиться с дороги. На первый раз добивайся запоминания 6—8 ориентиров на протяжении 2—3 километров пути. Придя в лес или к какому-нибудь другому месту, где ты решил провести занятия, устрой привал. На привале каждый пионер должен по памяти нарисовать на земле ориентиры и именно в том порядке, в котором они были расположены на местности. Победителем будет тот из ребят, кто нарисует больше указанных тобой ориентиров и не спутает их порядка.

В следующий раз устрой эту же игру, но веди пионеров не по дороге, а напрямик, по полям и лесам. Когда ребята научатся замечать и запоминать ориентиры, попробуй организовать игру вечером, когда стемнеет. В сумерках и в темноте придется выбирать для ориентиров другие предметы, ближе расположенные к дороге, по которой вы пойдете, имеющие светлую окраску, заметную и ночью.

По отметкам. Когда разведчик идет без дороги по однообразному лесу, он оставляет на своем пути искусственные ориентиры: надломит сучок, свяжет концы двух тонких веточек, сорвет часть мха со ствола дерева и т. п. По этим отметкам он находит обратный путь.

Проведи с пионерами игру во время прогулки по лесу без дороги. Сделай на пути ряд отметок и скажи ребятам, чтобы они их запомнили. Пройдя 1—2 километра, останови ребят и предложи им найти обратную дорогу.

Найди предмет. Двое-трое ребят уходят на 500—600 метров вперед и прячут какой-либо предмет. На пути они оставляют разные знаки: стрелки на земле, заломленные веточки, зарубки на коре дерева, узлы на пучках травы и т. п. Эти знаки помогут отряду найти спрятанный предмет.

Тому, кто первый найдет этот предмет, можно на время похода присвоить звание «следопыт» или «острый глаз».

Где наш путь? Приведи пионеров на лесную опушку. Наметь направление по компасу (например на север) и веди по нему ребят. Когда найдешь в лесу место, где имеются предметы, по которым можно определить стороны горизонта, постарайся запутать пионеров, чтобы они потеряли ориентировку. Для этого сделай по лесу несколько петель и снова выведи ребят к облюбованному месту. Устрой привал и спроси ребят, в каком направлении надо двигаться, чтобы выйти на опушку, откуда пришли пионеры. У ребят будут разноречивые ответы.

Скажи им, что направление пути определено по компасу и опушка находится на юге. Затем предложи пионерам узнать по солнцу или местным предметам, где юг. Каждый участник, осмотрев срезы пней, расположение мха на деревьях и т. п., прочерчивает на земле стрелку или кладет палочку, указывающую, где, по его мнению, направление на юг. Сверь указатели, сделанные пионерами, с показанием магнитной стрелки компаса. Участник, определивший направление вернее всех, выигрывает.

По азимуту. Заранее определи азимуты нескольких местных предметов, расположенных на расстоянии 1—2 километров, и предложи пионерам пройти по заданному азимуту. Назначь одного из ребят ведущим, передай ему компас, и пусть он руководит движением. Когда дойдете до первого ориентира, смени ведущего — и так на всем пути передавай компас, разным ребятам, чтобы каждый научился находить направление движения по азимуту.

 








Дата добавления: 2022-07-09; просмотров: 4170;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.