Обработка результатов. Показатели и интерпретация признаков в тесте «Несуществующее животное».
Показатели и интерпретация признаков в тесте «Несуществующее животное».
Если рисунок в правой стороне вверху листа, то изображение связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями.
Если рисунок в левой стороне и внизу, то изображение связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхнему краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе, недостаточностью признания со стороны окружающих, тем выше претензии на самоутверждение и продвижение.
Если рисунок в нижней части листа, то это свидетельствует о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности.
Если голова фигуры животного повернута вправо, – признак того, что почти все, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться.
Если голова повернута влево, то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, и лишь малая часть замыслов реализуется, порой он просто проявляет боязнь перед активными действиями.
Положение «фас», т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.
Значение деталей головы:
Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, человек эмоционально реагирует на оценку себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком — признак болтливости, а в сочетании с прорисовкой губ – чувственность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, – признак опасения, страхов, недоверия. Рот с зубами — признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается).
Глаза. Если сильно выделены глаза, — это символ присущего человеку страха. Наличие ресниц – проявление истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
На голове животного могут быть дополнительные детали.
Рога – агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами – определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.
Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть – чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли.
Ноги, лапы животного. Если лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры, – то основательность, обдуманность, рациональность принятия решения. При отсутствии ног или хрупких ногах – склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выводах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») – конформность суждений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей ног, лап — проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инакомыслия, порой даже творческого начала.
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные – крылья, щупальца и т. п. – проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе.
Украшающие детали: перья, бантики, кудри – проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности.
Хвосты. Если хвост направлен вверх, – человек положительно оценивает свои действия, решения; хвост направлен вниз – недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо, выражает отношение человека к своим действиям или поведению, влево — к своим мыслям, решениям.
Контур фигуры. Наличие щитов, панцирей символизирует защиту от окружающих; иглы, панцирь в виде острых углов – агрессию. Затемнение линии контура, удвоенные линии – проявление тревоги, страха, подозрительности.
Направленность такой защиты соответственно пространственному положению: верхний контур против вышестоящих (родителей, учителей, начальников); нижний контур – защита против насмешек, боязнь осуждения, отсутствие авторитета у младших, подчиненных; боковые контуры – готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Сильный нажим рисунка, линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус мышц рисующей руки), резкая тревожность (обратить внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом – т. е. к чему привязана тревога).
Общая оценка животного. Угрожающее, угрожаемое и нейтральное животное – это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п. нарисованным животным). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежеланию подвергаться тестированию.
Вмонтирование механических частей в живую ткань животного –постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т. п. – проявление шизоидности, склонности к шизофрении.
Названия. Если в названии рациональное соединение смысловых частей (бегекот, мухобык) — рациональность, способность к адаптации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) –демонстративность своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления – проявления легкомысленности, неумения учитывать сигналы опасности. Иронические названия – проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. Удлиненные названия – проявление защитных тенденций, склонность к фантазированию защитного порядка.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1050;