А. Опубликование (обнародование) интерпретационных актов
Для того чтобы ИА начал действовать, он должен быть обнародован (оглашен, опубликован и т.п.). Вопросы опубликования ИА весьма слабо отражены как в отечественной и зарубежной науке, так и в законодательстве. Некоторые исключения, пожалуй, составляют исследования, которые касаются деятельности конституционных (уставных) судов РФ и органов конституционного контроля (надзора) зарубежных стран (см. работы С.В. Боботова, Н.В. Витрука, В.А. Кряжкова, Ж.И. Овсепян, М. Фрамонта, Т.Я. Хабриевой и др.).
Между тем официальное опубликование принятых решений, во-первых, является важной стадией, элементом процессуальной формы ИП; во-вторых, служит необходимым условием введения их в действие и юридическую силу; в-третьих, имеет своей целью доведение до сведения всех заинтересованных граждан и должностных лиц содержания и формы принятых решений, что, безусловно, имеет существенное значение для эффективной реализации толкуемых правовых предписаний и самих ИА, повышения правосознания и правовой культуры субъектов права, укрепления законности и правопорядка в обществе.
Место, сроки, порядок и другие вопросы обнародования ИА устанавливаются иногда соответствующим законодательством, а также складываются в виде определенных практических обычаев, правоположений, прецедентов и т.п. в той или иной разновидности ЮП (судебной, ведомственной и т.п.).
Официальное оглашение ИА возможно в различных формах: специально предусмотренных “Вестниках...”, “Бюллетенях...”, сборниках, газетах и иных СМИ, путем рассылки заинтересованным гражданам и организациям.
ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” предусматривает в этом плане два процессуальных момента: провозглашение решения (акта) и его опубликование. Так, в соответствии со ст. 77 (“Провозглашение решения”) решение Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Постановление и заключение Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда РФ, сторонам, Президенту РФ; Совету Федерации; Государственной Думе; Правительству РФ; Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ; Генеральному прокурору РФ; Министру юстиции РФ. Решения Суда могут быть также направлены другим государственным организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
В ст. 78 (“Опубликование решения”) указанного ФКЗ отмечается, что постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Такими изданиями на федеральном уровне являются прежде всего “Собрание законодательства РФ”, “Российская газета” и “Вестник Конституционного Суда РФ”.
Нам представляется, что ст. 77 и 78 требуют существенной корректировки, поскольку в ч. 2 ст. 77 ФКЗ речь идет по существу об обнародовании соответствующих актов в форме адресной рассылки. Поэтому ст. 78 следовало бы назвать «Опубликование и официальная рассылка решений (актов) Конституционного Суда РФ», включив в ее содержание часть 2 ст. 77 данного ФКЗ.
Аргументами в пользу такой конструкции соответствующих статей служат, во-первых, необходимость разграничить две процессуальные стадии праворазъяснительного процесса: провозглашение решения (акта) и его опубликование. Во-вторых, в отечественной и зарубежной литературе большинство авторов (А.С. Пиголкин, И. Ковач, Х. Рот и др.) правильно указывают, что все способы официального доведения до сведения адресатов вновь принятых актов, уведомление о них не сводится только к опубликованию, т.е. помещению правовых актов в официальных органах печати. На наш взгляд, более точным для выражения этой ситуации является термин «доведение ИА до сведения адресатов» или термин «обнародование».
Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, “обзоры...”, “примерные образцы...”, а также принципиально важные для единообразного понимания и применения (реализации) действующего законодательства ИА Верховных судов республик, краевых и областных судов публикуются в “Бюллетенях Верховного Суда РФ”.
Постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, совместные постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, “информационные письма”, “обзоры...” и другие ИА арбитражных судов публикуются в “Вестниках Высшего Арбитражного Суда РФ”.
Наиболее важные ИА Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ обычно публикуются в “Российской газете” и других печатных изданиях.
ИА Президента РФ и Правительства РФ публикуются прежде всего в “Российской газете” и “Собрании законодательства РФ” (во второй части 3 и 4 разделов), а также в иных печатных изданиях (“Бюллетенях Верховного Суда РФ”, “Вестниках Высшего Арбитражного Суда РФ” и т.п.); они могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным организациям, органам местного самоуправления, иным учреждениям и должностным лицам, распространены в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации “Система”.
Наиболее важные ИА министерств, государственных комитетов и т.п. публикуются в “Бюллетенях нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, в издаваемых отдельными ведомствами бюллетенях и вестниках, иногда в центральных газетах; они также обнародуются путем рассылки официальных текстов в соответствующие учреждения и организации.
Порядок опубликования ИА компетентными органами и должностными лицами субъектов РФ регулируется каждым из субъектов отдельно. ИА органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных субъектов ИП публикуются в соответствующих центральных и местных печатных изданиях, рассылаются заинтересованным лицам и организациям, оглашаются в иных официальных формах.
Б. Действие интерпретационных актов по адресатам (кругу лиц)
При рассмотрении данного аспекта проблемы нужно учитывать многие факторы. Во-первых, действие ИА по адресатам зависит от уровня (степени) общности содержащихся в них разъяснений, т.е. какие перед нами ИА: общие (нормативные) или индивидуальные (казуальные). Первые содержат неперсонифицированные по адресатам предписания и обращены к относительно неопределенному кругу лиц, вторые – персонально определенные, индивидуально-конкретные разъяснения, рассчитаны прежде всего на субъектов и участников конкретного юридического дела.
И те и другие ИА могут адресоваться российским лицам (гражданам, их коллективам и организациям) и иностранным лицам (иностранным гражданам и подданным, международным организациям, другим государствам и т.п.).
Во-вторых, при анализе действия ИА по адресатам следует устанавливать, каков был объект ИП: нормативно-правовой или правоприменительный акт, ИА или индивидуальный договор и т.п. Правоприменительные и иные индивидуальные правовые акты чаще всего толкуются в связи с разрешением конкретного юридического дела и адресованы прежде всего субъектам и участникам дела.
В-третьих, важно также иметь в виду то, какую сферу общественной жизни (экономику, образование, науку и т.п.) и разновидность ЮП (ПТП или ПП, судебную или следственную, нотариальную и т.п.) обслуживает юридическое толкование.
В большинстве случаев ИА распространяют свое действие на более широкий круг граждан, должностных лиц и организаций, чем указано в этих актах. Например, формально постановление № 1 Пленума Верховного Суда РФ “О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм” от 17 января 1997 г. адресовано судам общей юрисдикции (в п. 1 прямо указано: “Обратить внимание судов на особую опасность бандитизма...”). Однако фактически без указанного постановления немыслима деятельность сотрудников органов внутренних дел, следователей различных ведомств, прокуроров и т.п. при рассмотрении дел данной категории.
Некоторые ИА, адресованные субъектам и участникам реализации права, могут иметь непосредственное значение и для правотворческих органов. Это положение характерно для подавляющего большинства постановлений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ.
В-четвертых, нередко действие ИА по адресатам связано с их действием в пространстве. Например, постановления Пленума Верховного Суда РФ распространяют свою юридическую силу, как правило, на всех судей всех судов общей юрисдикции, поскольку они (постановления) реализуются на всей территории России.
В. Территориальное действие интерпретационных актов (действие в пространстве)
По сфере действия в пространстве ИА в литературе делятся на акты, “действующие на территории всего государства, и разъяснения, имеющие локальную сферу применения”. Причем Н.Н. Вопленко считает, что “сфера действия актов толкования зависит от компетенции органов, которые уполномочены на дачу разъяснений смысла правовых норм” [93. С. 66].
Данное положение требует определенных уточнений. На наш взгляд, пределы действия ИА в пространстве обусловлены, во-первых, территориальным действием нормативно-правовых актов; во-вторых, местом и ролью субъектов ИП в иерархии определенных органов (например, разъяснения Верховного суда Республики Татарстан имеют обязательное значение только для судов общей юрисдикции данной республики); в-третьих, компетенцией соответствующих субъектов ИП. Например, на территории Нижегородской области расположены арбитражный суд субъекта России – Нижегородской области, а также федеральный арбитражный суд округа. Если ИА Нижегородского областного суда распространяют свою юридическую силу на территорию только данной области, то ИА окружного суда действуют на территории нескольких областей.
Сферы территориального действия ИА вытекают чаще всего из существа дела или принятого решения. Так, постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда республики Карелия от 29 апреля 1998 г. имеет общефедеральное значение (см. [38. 1998. 7 мая]), а постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 74 (ч. 1) и 90 Конституции Республики Хакассия от 24 июня 1997 г. действует преимущественно на территории Республики Хакассия (см. [38. 1997. 2 июля]).
На наш взгляд, в большинстве случаев было бы целесообразно в самом ИА указывать территориальную сферу его действия, что внесло бы большую ясность и четкость в правовое регулирование, повысило бы эффективность и качество соответствующих ИА и ИП в целом.
С территориальной сферой действия связан также вопрос о так называемом “переживании” ИА. В настоящее время на территории России и стран СНГ продолжают действовать многие ИА Верховного Суда СССР, Государственного арбитража СССР, других органов Союза ССР, несмотря на отсутствие самого Союза и соответствующих союзных органов. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ были вынуждены принять по этому поводу соответствующие постановления. Например, в постановлении № 8 Пленум Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. (в ред. постановления № 11 Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.) указано, что разъяснения Пленума Верховного Суда Союза ССР могут применяться судами при рассмотрении уголовных и гражданских дел на всей территории России, если они не противоречат Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств (см. [146. С. 491-492]).
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1501;