Анатомо-морфологический период. Первым выдающимся анатомом-исследователем строения человеческого тела стал Андреас Везалий (1515-1564)
Первым выдающимся анатомом-исследователем строения человеческого тела стал Андреас Везалий (1515-1564). Многолетние исследования трупов человека, нашедшие отражение в его труде «De corporis humani fabrica», позволили ему опровергнуть многие положения средневековой медицины и положить начало новому этапу развития хирургии. В то время за этот труд А. Везалий был изгнан из Падуанского университета в Палестину для замаливания грехов перед Богом и в пути трагически погиб.
Большой вклад в развитие хирургии того времени внесли швейцарский врач и естествоиспытатель Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 - 1541) и французский хирург Амбруаз Паре (1517-1590).
Парацельс, участвуя во многих войнах, значительно усовершенствовал методы лечения ран, применял для этого вяжущие средства и различные химические вещества. Он же предложил лекарственные напитки для улучшения общего состояния раненых.
Амбруаз Паре, также будучи военным хирургом, продолжал совершенствовать процесс лечения ран. В частности, он предложил своеобразный кровоостанавливающий зажим, выступил против обработки ран кипящим маслом. А. Паре разработал технику ампутаций и, кроме того, ввёл новую акушерскую манипуляцию - поворот плода на ножку. Самым главным в деятельности А. Паре было изучение огнестрельных ран. Он доказал, что они не отравлены ядами, а представляют разновидность ушибленных ран. Важным для дальнейшего развития хирургии было и то, что А. Паре вновь предложил использовать уже забытый к тому времени способ перевязки сосудов, введённый К. Цельсом ещё в I веке.
Наиболее важным событием в развитии медицины Эпохи Возрождения стало открытие в 1628 г. Уильямом Харвеем (1578-1657) законов кровообращения. Основываясь на исследованиях А. Везалия и его последователей, У. Харвей установил, что сердце представляет собой своеобразный насос, а артерии и вены - единую систему сосудов. В своем классическом труде «Exertitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus» он впервые выделил большой и малый круги кровообращения, опроверг господствующие со времён Галена представления о том, что в сосудах лёгких циркулирует воздух. Признание открытия Харвея произошло не без борьбы, но именно оно создало предпосылки к переливанию крови и всему дальнейшему развитию физиологии, хирургии, да и всей медицины.
Большое значение для развития хирургии имели успехи физиологии, химии и биологии. Прежде всего нужно отметить изобретение А. Левенгуком (1632-1723) увеличивающего прибора, прообраза современного микроскопа, описание М. Мальпиги (1628-1694) капиллярного кровообращения и открытие им в 1663 г. «кровяных телец». Важным событием XVII века стало и первое переливание крови человеку, выполненное Жаном Дени в 1667 г.
Быстрое развитие хирургии привело к необходимости реформы системы подготовки хирургов и изменения их профессионального положения. В 1731 г. в Париже была учреждена Хирургическая академия, на долгие годы ставшая центром хирургической мысли. Вслед за этим в Англии открылись хирургические госпитали и медицинские школы для обучения хирургов. Хирургия стала быстро прогрессировать. Значительно росли количество и объём выполняемых хирургических вмешательств, прогрессивно улучшалась их техника, основанная на блестящем знании топографии. Во многом этому способствовало огромное в то время количество войн в Европе. Сейчас трудно даже представить себе, как французский хирург лейб-медик Наполеона Д. Ларрэ за одни сутки после Бородинского сражения выполнил лично двести (!) ампутаций конечностей. Николай Иванович Пирогов (1810-1881) выполнял такие операции, как ампутация молочной железы или вскрытие мочевого пузыря, за 2 мин (!), а остеопластическую ампутацию стопы (сохранившую своё значение до сих пор и вошедшую в историю как костно-пластическая ампутация стопы по Н.И. Пирогову) - за 8 мин (!). Конечно, во многом такая быстрота была вынужденной, обусловленной невозможностью полноценного обезболивания во время хирургической операции.
Однако бурное развитие оперативной техники не сопровождалось столь же значительным прогрессом в результатах лечения. Так, в 60-е годы XIX века в Странноприимном доме графа Шереметьева в Москве (ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) летальность после операций составляла 16%, то есть погибал каждый шестой больной. И это был один из лучших в то время результатов (!). «Судьба науки уже не в руках оперативной хирургии... благоприятный исход операции зависит не только от умения хирурга, а и от счастья» (Н.И. Пирогов).
Преградой на пути развития хирургии стали три основные проблемы:
• Бессилие хирургов в предупреждении заражения ран во время операции и незнание способов борьбы с инфекцией.
• Отсутствие способов обезболивания, позволяющих свести к минимуму риск развития операционного шока.
• Невозможность полноценной остановки кровотечения и возмещения кровопотери.
Все три проблемы были принципиально разрешены в конце XIX и начале XX века.
Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 880;