Карфагенский боевой корабль, Современная реконструкция
Одни специалисты полагают, что «огромным островом» было атлантическое побережье Северной Америки, другие называют Бразилию. Вот что пишет древний автор Диодор Сицилийский: «За Ливией на расстоянии многих дней плавания в океане лежит остров больших размеров. Земля там плодородна, гориста, и немало там равнин прекрасного вида. По ним текут судоходные реки. В древние времена этот остров оставался неоткрытым, так как был удален от остального обитаемого мира, и был обнаружен только в позднее время по такой причине: с древних времен финикийцы много странствовали в целях торговли, основали колонии в Ливии и в западной части Европы. Обследовав район, находящийся за Геркулесовыми Столбами, они были отнесены ветрами далеко в океан. После долгих скитаний их вынесло на берег острова, нами упомянутого…»
И далее Диодор сообщает очень важный факт: «Ти-рийцы, опытные мореходы, намеревались основать там колонию, однако карфагеняне опередили их в этом…». Страна, по Диодору, выглядела так: «Там имеются деревянные хижины, с любовью построенные, с садами, в которых есть фруктовые деревья всех сортов. Холмистая местность покрыта дремучими лесами. Жители много времени проводят на охоте. Есть у них и рыба, ибо берега их родины омывает океан».
Речь может идти о двух географических пунктах: острове Мадейра или одном из островов Карибского бассейна. Помимо этого карфагеняне, несомненно, достигли Канарских островов и, если уж добрались до них, стали ходить туда регулярно, ведь на островах растет особый лишайник орсель (Rocella tinctoria), он содержит качественный краситель, который использовали при изготовлении пурпурных тканей, монополию на изготовление которых и держали карфагеняне. Для их окрашивания годилась также пурпурно-красная смола драконового дерева (Dracaena drago) — «кровь дракона».
Впоследствии нумидийский царь Юба II, чья держава возникла на развалинах карфагенской империи, даже оборудовал на Канарских островах мастерскую по окрашиванию тканей в пурпур, и сами острова какое-то время назывались Пурпурными.
Откуда древние авторы, произведения которых можно исчислять десятками, черпали сведения для своих поэтических и исторических произведений? Из источников, не дошедших до нас, или брали сведения непосредственно у открывателей новых земель на Западе?
«Пещеры Патти» и другие
После знакомства с письменными источниками уместно задаться простым вопросом: а есть ли материальные подтверждения того, что финикийцы достигли берегов Америки?
Самые, пожалуй, впечатляющие следы одного из первых визитов финикийцев в Новый Свет рассеяны по окрестностям Нью-Гэмпшира, близ Северного Салема, в 65 километрах от Бостона. Это место известно местным жителям на протяжении двух сотен лет как «пещеры Патти». В 1936 году «пещеры» были приобретены преуспевающим джентльменом из Хартфорда, (штат Коннектикут) по имени Уильям Б. Гудвин. Пылающий любовью к археологии и тайнам истории, но наделенный, к сожалению, тяжелой рукой по отношению к артефактам, Гудвин обратил внимание ученых на это место, однако не раньше, чем сам продрался сквозь дюжины непонятных каменных сооружений. Гудвин вкапывался в свою землю столь яростно, что, по мнению опечаленных профессионалов-археологов, разрушил в ходе раскопок множество древних доказательств.
Но то, что уцелело, представляет несомненный интерес для историков. Например, камень для жертвоприношений, достаточно большой для того, чтобы на нем разместилось растянутое человеческое тело. По краю в камне вырезана бороздка (или желоб) шириной пять сантиметров, проходящая от узкой его части к широкой. Несомненно, она предназначена для стока жертвенной крови.
Археолог, проводивший раскопки в этом месте в 1955 году, утверждал, что это камень для выщелачивания, сделанный колонистами для производства мыла. Другой такой же лежит в лесу в местечке Леоминстр в 60 километрах от первого. Два камня, похожие друг на друга по форме и назначению, на расстоянии в полсотни километров и не похожие ни на какие другие, найденные в Новой Англии?.. Ни в одном справочнике или других книгах о быте поселенцев не содержится ничего отдаленно похожего на эти камни.
Чуть позже к этим двум прибавилась третья похожая находка — камень с горы Шо с отрогов Оссипских гор в Нью-Хэмпшире. Гудвин предположил, что это жертвенные камни карфагенян, нашедших в этих местах свободу для отправления своих диковатых ритуалов.
Но вернемся к «пещерам Патти». Они состоят из более чем двадцати сооружений, центральное из них напоминает по форме букву «У» и похоже на мегалиты Мальты и Ирландии. В него входит очаг и «переговорная трубка» — устройство, через которое можно говорить с людьми, находящимися снаружи (для оракула?).
Вокруг также разбросаны мегалиты поменьше (их вес достигал четырех тонн), видны уклоны, аллеи, открытая площадка, а также подземная дренажная система для предохранения этих мест от воздействия дождевой и талой воды.
В 1955 году Фонд древних поселений Новой Англии санкционировал и финансировал раскопки «пещеры Патти», чтобы попытаться хотя бы приблизительно датировать остатки сооружений. Археологов возглавил Гэри Виселиус, знавший эти места не понаслышке. Он установил, что территория «пещер» частично принадлежала некоему Джонатану Патти, эксцентричному почтовому служащему и телефонисту, жившему здесь в эпоху отмены рабства. По легенде, передаваемой местными жителями, Гэри возвел все эти постройки вместе со своими пятерыми громадного роста сыновьями. Между тем Фонд выяснил, что на самом деле у Патти был один сын, умерший во младенчестве, и пять дочерей, которые вряд ли могли помочь своему папаше передвигать многотонные камни.
После того как экспедиция Виселиуса упаковала свои палатки и отбыла восвояси, здесь появился некто Франк Глин из Клинтона (штат Коннектикут), впоследствии археолог-любитель с блестящей репутацией, известный своими исследованиями индейских племен Новой Англии, и президент Коннектикутского археологического общества. Он взял образцы «кирпича колонистов», найденного на месте раскопок, и доставил доктору Ирвину Рузу из Йельского университета. Ранее датировка всех построек шла именно по этому кирпичу, найденному под фундаментом одного из сомнительных сооружений.
Так вот, Руз установил, что кирпич вовсе не колониального происхождения. Он оказался не местным, а образцом какой-то древней индейской керамики. Выходит, сооружения были древними. Но насколько? И кто их построил? Дальнейшая датировка показала период между 3000 и 500 гг. до н. э., то есть речь идет о периоде, более раннем, чем время предполагаемой экспансии финикийцев в Новый Свет, о времени распространения мегалитической культуры по Старому и Новому Свету, возможно, из какого-то единого источника…
В 1949 году американские газеты обошло сообщение о том, что 85-летний Ф. Бейстлайн, учитель из штата Пенсильвания, нашел камень с едва заметными знаками. Находка заинтересовала ученых из Корнелльского университета. Оказалось, надпись на камне финикийская. Подобные камни находили и в Огайо в 1956 году.
В 1961 году в Бразилии на верхушке труднодоступной горы в районе города Педро-де-Гавеа нашли барельеф с изображением человеческой головы в шлеме, возле которой была надпись: «Бадезир из финикийского города Тира, первенец Этбаала». В 1967 году авторитетный американский археолог Ч. Гордон еще раз проверил расшифровку надписи и безусловно ее подтвердил.
В той же Бразилии поблизости Сьерра-Маранажо известный французский путешественник, ученый и писатель Марсель Ф. Оме откопал погребальные урны, в которых сохранились вещи безусловно финикийского происхождения: кораллы и перстень с перламутром, на котором изображен нильский крокодил — это излюбленный финикийский сюжет.
В Центральной Америке найдено большое количество каменных стел, на которых изображены фигуры людей европеоидного вида с козлиными бородками и бакенбардами: археологи прозвали их «дядями Сэмами». Эти стелы относятся к древнейшей цивилизации ольмеков (I тыс. до н. э.), которая была как раз современницей финикийской цивилизации. На одной из стел отчетливо виден длиннобородый человек в тюрбане.
Керамическая головка из Лас-Бальсас (штат Герреро, Мексика)
В 1929 г. бывший работник Американской металлургической корпорации X. Стил подарил Американскому музею естественной истории (Нью-Йорк) несколько древних артефактов, найденных на территории Мексики. Среди них была керамическая скульптурка, изображающая голову человека необычного вида. Фигурка была найдена крестьянином около деревни Лас-Бальсас (штат Герреро, Мексика) и имела высоту 8,3 см. Это было изображение головы бритого мужчины с пучком волос на макушке, длинными вислыми усами и завитой в колечки (или кучерявой) бородой, собранной в два длинных пучка. Эта статуэтка не имеет аналогов в каких-либо древних мексиканских культурах. Также и антропологический тип изображенного человека и особенности волосяного покрова абсолютно не свойственны американским аборигенам. С другой стороны, она имеет прямое сходство с известным антропологическим типом древних финикийцев или карфагенян. Имеются также и прямые параллели в карфагенском искусстве.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1011;