Анализа художественного произведения
Известному литературоведу Виктору Шкловскому принадлежит броская фраза: «Сюжет – это всё». Лучше, пожалуй, не скажешь. Писателю удаётся сообщить читателю ровно столько, сколько вмещают в себя сюжетные ресурсы. А в них входят все мельчайшие подробности текста, «подводные течения» смысла, возникающие у читателя ассоциации, реминисценции, аллюзии.
Разные учебные пособия предлагают различные толкования (определения) сюжета. Одни учёные сводят это понятие к фабуле – цепочке событий; другие полагают, что сюжетом должна быть названа разветвлённая сеть художественных образов.
Наиболее удачным представляется видение сюжета как развития основного конфликта произведения. Оно небесспорно, так как не каждое произведение заключает в себе ярко выраженный динамизм (есть внешне статичные, медитативные сюжеты). Но большинство книг базируется на изображении противоречивой, находящейся в развитии действительности. Персонажи, как правило, действуют в условиях реально выраженной или потенциальной борьбыдруг с другом. Это обстоятельство и поддерживает читательский интерес к произведению.
Важно правильно понимать природу конфликта. Конфликт – явное или до поры до времени скрытое противостояние лиц, явлений, процессов. Конфликтные отношения напрямую связаны с проблематикой произведения. Приведённый в действие механизм сюжетного противостояния способствует ясному разрешению проблемы, волнующей художника.
При анализе сюжета произведения необходимо определить сферу развития конфликта. Их несколько, они соответствуют сферам человеческой деятельности: семейно-бытовая, интимная, производственная, социальная,духовная, нравственная и т.д. Принято классифицировать конфликты как внешние(бытовые, социальные, производственные), так и внутренние: (психологический, религиозно-мистический и т.д.)
Разумеется, что произведение талантливого писателя часто не исчерпывается одним видом (или типом) конфликта. Богатая проблематика диктует и разносторонность конфликтных отношений между персонажами (героями, характерами). Так пьеса М. Горького «На дне» заставляет и сегодня спорить о том, какое противостояние в ней значительнее, актуальнее, действеннее? Какой конфликт выходит на первый план? Социальный? Нравственный? Философский?
Развитие сюжета (конфликта) часто начинается исподволь. В начале произведения писатель, как правило, создаёт экспозицию. В ней намечается расстановка конфликтующих сторон, противоборствующих сил. В экспозиции читателя вводят в «курс дела»: указывается время, место действия; происходит знакомство с персонажами, будущими героями (внешность, социальное положение, нравственный облик и т.п.) Экспозиции бывают полными (развёрнутыми) или лаконичными, носящими информационно-ознакомительный характер. (Ср. экспозиции «Толстого и тонкого» А.П. Чехова и «Войны и мира» Л.Н. Толстого )
Завязка – тот конкретный эпизод, в котором завязываются напряжённые, движущие сюжет конфликтные отношения между персонажами (или серьёзные процессы начинают происходить во внутреннем мире героя, меняя его психологическое отношение к действительности).
Завязка чаще всего вызывается (провоцируется) случайным стечением обстоятельств (А. Вампилов «Старший сын», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Но при этом она так или иначе психологически мотивирована. Случай, как известно, обнаруживает и подтверждает закономерность.
Развитие действия после завязки – серьёзный этап раскрытия идейного замысла писателя. Динамика отношений между героями, как правило, инициируется одним из них (или группой лиц-единомышленников), другому же остаётся подчиняться, соответствовать предложенной лидером игре. Действие после завязки движется поступенчато: от поступка к поступку. С помощью конкретных действий персонажи меняют реальность вокруг себя, создаются новые события, преображаются обстоятельства… Сюжет развивается благодаря столкновению интересов, несоответствию желаемого и достигнутого, расхождению мыслей и чувств, поступков и намерений.
Шаг за шагом действие (основа сюжета) стремится к наивысшей точке напряжения конфликтующих сторон – к кульминации. Кульминация –пик проявления характеров, отношений. Это часто исполнение желаемого, но соль сюжета порою заключена в том, что обнаружение сущности (неизбежное в кульминационной точке) разочаровывает героев. Или пугает своей неожиданностью, новизной. Кульминация предполагает открытую «схватку». «дуэль», «ссору» между противоборствующими силами. Или, напротив, прочную форму единения: свидание, собрание, сходку, демонстрацию своих идей, признание в любви и т.д.
После кульминации действие, как правило, идёт на спад. В свои права помимо личностной инициативы персонажей вступают жизненные закономерности, случайное стечение обстоятельств, нечто непредвиденное героями или, напротив, сугубо привычное, ранее ими проигнорированное. Всё это по-своему корректирует «момент истины», явленный и героям, и читателям в кульминации.
Развязка – финальное событие, ставящее точку в развитии сюжетной линии. Она важна для понимания авторского замысла. Именно она окончательно оформляет эстетическое содержание сюжета. По развязке можно судить о трагическом или комедийном финале. Иногда заявленный в кульминации драматизм отношений остаётся без должного разрешения, более того – приобретает оттенок фальши, наигрыша. В этом обнаруживается слабость произведения, незрелость автора.
Пролог и эпилог относятся к сюжету. Но они могут отсутствовать в произведении. Отличительным свойством этих сюжетных элементов является их временная дистанцированность от основного действия. Для пролога характерна начальная фраза типа «Эта история произошла давным-давно…» Для эпилога – «Прошли годы…»
Последовательное развитие сюжета во всех его этапах можно встретить в классической литературе, в современной прозе сюжет претерпевает всякого рода трансформации, приобретает пародийный характер.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1385;