К. Л. Э., т.7, стр. 507

 

Соответственно тип– образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определённого общества.

Тип как литературный герой (персонаж, характер, действующее лицо) олицетворяет собой нечто соответствующее эпохе, среде, обществу, классу, формации. Тип распространён, узнаваем, детерминирован социально. Естественно, что наряду с всеобщими качествами, роднящими его с современниками, у него есть и ряд индивидуальных черт, присущих только одному, конкретному человеку – индивидууму (манера, например).

Задумайтесь над тем, что позволяет отнести, допустим, Печорина (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») к типичному представителю своего времени и что составляет его личные, неповторимые, индивидуальные качества?

Типичным чаще всего оказывается характер человека. В художественном произведении развитие сюжета чаще всего происходит за счёт развития (или проявления) характеров.

Особенно богата характерами драматургия. Характер сформирован средой, в более широком смысле – исторической эпохой. Типичный характер – образ воплощает характерные (общезначимые, часто встречающиеся) свойства натуры, души, сознания. Типичны характеры-образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Репетилов и др.), поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич и др.), пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Дикой, Кабаниха, Варвара и др.)

Характер важен для развития сюжета, так как способен к действию, к изменению. Однако главным в системе художественных образов является герой. Герой – центральный образ произведения. Он, безусловно, обладает характером, типическими (всеобщими и индивидуальными) чертами, но при этом герой способен принципиально изменить окружающую его действительность.

Герой – двигатель сюжета. Есть нечто, что выделяет героя даже из типичной для него социально-нравственной среды, духовной атмосферы.

Герой, образно говоря, способен разорвать круг привычного, стереотипного существования.

Героев в литературе не так уж много, но именно они и несут на себе основную смысловую нагрузку произведения и потому запоминаются.

Таковы князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Одиссей (Гомер «Одиссея»); Чацкий (Грибоедов «Горе от ума»); Базаров (Тургенев «Отцы и дети»), Болконский (Толстой «Война и мир»), Власов (Горький «Мать»). Незабываемы образы женщин - героинь: Анны Карениной, Татьяны Лариной, Катерины, Ниловны…

На рубеже XIX и XX в.в. и особенно в последнее время в литературе утвердился образ антигероя. В нём нашёл своё художественное воплощение распространённый человеческий «Тип» обломовского плана. Антигерой не способен к активному действию, он занимает пассивно-выжидательную или откровенно нигилистическую позицию. Он, скорее, мертвит и разрушает мир вокруг себя, нежели преображает его. В русской литературе к типу антигероя стремятся так называемые «лишние люди» (Онегин – Печорин – Рудин – Обломов, в какой-то степени даже Чацкий). Пример современного антигероя – Виктор Зилов из «Утиной охоты» Александра Вампилова.

Герои (антигерои) могут обладать значительной долей типичности, но иногда воплощают собой типическое явление будущего (таковы герои Чернышевского, антигерои Маканина, Пелевина).

Наиболее значимы типические черты в образе – персонаже. Персонаж уступает характеру качеством (и силой) индивидуальных черт. Персонаж предельно, если можно так сказать, стандартизирован. Он среднестатистический человек, порождение и воплощение среды, не считающий необходимым изменять её или бороться с нею. Персонажами (не героями и даже не характерами) перенаселены юмористические рассказы Чехова, новеллы Мопассана, повести Н.В. Гоголя (цикл «Миргород»).

Действующими лицами принято называть образы в драматургии, но и они в свою очередь подразделяются на героев, персонажей, характеры.

Может ли человеческий образ в литературе не быть типом? Вопрос закономерен и не так прост. По сути всё созданное искусством стремится к обобщению. Исключение составляют только сюрреалистические, постмодернистские произведения, авторы которых в силу своих эстетических взглядов разрывают с традицией как реалистического (сугубо типического), так и романтического (духовно типического) изображения человека и мира.

V Вопросы и задания








Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1041;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.