Операционная система MacOS
Операционная система Macintosh была разработана в компании Apple в начале 80-х годов прошлого века. Ее создателей вдохновила передовая работа по разработке GUI-интерфейсов, осуществленная ранее в Исследовательском центре Palo Alto (Palo Alto Research Center) компании Xerox. Она увидела свет вместе с компьютером Macintosh в 1984 году. С тех пор MacOS подверглась двум значительным преобразованиям конструкции, а в настоящее время претерпевает третье. Первое преобразование было связано с переходом от поддержки только одного приложения в тот или иной момент времени к невытесняющей многозадачности (Multi Finder). Вторым преобразованием был переход с процессоров серии 68000 на процессоры PowerPC, что позволило сохранить обратную бинарную совместимость с приложениями 68К, а также добавило для PowerPC-приложений усовершенствованную систему управления общими библиотеками, заменяющими исходную систему прерываний совместно используемых программ на основе инструкций процессора 68К. Третьим преобразованием было объединение в системе MacOS Х конструкторских идей MacOS с UNIX-производной инфраструктурой. Далее мы будем рассматривать версии данной системы, предшествующие MacOS Х.
В MacOS прослеживается очень сильное влияние унифицирующей идеи, которая весьма отличается от идеи UNIX: нормы проектирования интерфейсов компьютеров Macintosh (Mac Interface Guidelines). Они подробнейшим образом определяют внешний вид графического интерфейса приложений и режимы его работы. Согласованность норм значительно влияет на культуру пользователей компьютеров Macintosh. Нередко просто перенесенные программы из DOS или UNIX, не соблюдающие определенные нормы, немедленно отвергаются сообществом Mac-пользователей и терпят неудачи на рынке.
Одна из ключевых идей относительно норм заключается в том, что рабочие компоненты должны находиться там, куда их перенес пользователь. Документы, каталоги и другие объекты постоянно сохраняются на рабочем столе, не смешиваясь с системной информацией, а содержание рабочего стола сохраняется при перезагрузках.
Унифицирующая идея Macintosh проявляется настолько сильно, что большинство других вариантов конструкции либо находятся под ее влиянием, либо незаметны. Во всех программах предусмотрены графические интерфейсы. Интерфейса командной строки не существует вообще. Средства сценариев есть в наличии, однако они используются значительно реже, чем в UNIX; многие Mac-программисты никогда их не изучают. Присущая MacOS метафора неотделимости GUI-интерфейса (организованная вокруг единственного главного событийного цикла) обусловила наличие слабого планировщика задач без приоритетности обслуживания. Слабый планировщик и работа всех MultiFinder-приложений в одном большом адресном пространстве означают, что использовать отдельные процессы или даже параллельные процессы вместо поочередного опроса непрактично.
Вместе с тем приложения MacOS не являются неизменно огромными монолитами. Системный код поддержки графического интерфейса, который частично реализован в ПЗУ, поставляемом с аппаратным обеспечением, а частично в совместно используемых библиотеках, обменивается данными с MacOS-программами посредством интерфейса событий, который с момента возникновения является весьма стабильным. Таким образом, конструкция данной операционной системы поддерживает относительно четкое обособление ядра приложений от GUI-интерфейса.
В MacOS также имеется мощная поддержка для изоляции метаданных приложений, таких как структуры меню, от кода ядра. Файлы данной операционной системы имеют как «ветвь данных» (data folk) (блок байтов в UNIX-стиле, который содержит документ или программный код), так и «ветвь ресурсов» (resource folk) (набор определяемых пользователем атрибутов файла). Mac-приложения часто проектируются так для того, чтобы (например) используемые в приложениях изображения и звук хранились в ветви ресурса и чтобы их можно было бы модифицировать отдельно от кода приложения.
Система внутренних границ MacOS является очень непрочной. Имеется жесткое предположение о том, что есть только один пользователь, поэтому групп привилегий не существует. Многозадачность определяется как невытесняющая. Все MultiFinder-приложения запускаются в одном адресном пространстве, поэтому некорректный код какого-либо приложения способен разрушить любые данные, находящиеся за пределами низкоуровневого ядра операционной системы. Взломать систему безопасности MacOS-машин весьма просто. Данная операционная система избавлена от вирусных эпидемий главным образом потому, что очень немногие заинтересованы в ее взломе.
Mac-программисты стремятся разрабатывать приложения в противоположном относительно UNIX-программирования направлении, т.е. это направление от интерфейса к ядру, а не наоборот. Такой подход поощряется всей конструкцией MacOS.
Macintosh задумывалась как клиентская операционная система для нетехнический конечных пользователей, что предполагает очень низкую толерантность относительно сложности интерфейса. Разработчики в Mac-культуре достигли значительных успехов в проектировании простых интерфейсов.
Классическая система MacOS устаревает. Большинство имеющихся в ней средств импортируются в MacOS Х, которая объединяет их с UNIX-инфраструктурой, вышедшей из традиций университета в Беркли. MacOS Х состоит из двух частных уровней (перенесенные приложения OpenStep и классические GUI-интерфейсы Macintosh) поверх UNIX-основы с открытым исходным кодом (проект Darwin).
В то же время лидирующие UNIX-системы, например Linux, начинают заимствовать у MacOS такие идеи, как использование атрибутов файлов (обобщение ветви ресурса).
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 844;