Общество как социальная система.
Термины "общество", "общественный", "социальный" широко распространены в науке и обыденном сознании. Латинское слово "социо" означает "соединять", "объединять", "совместно трудиться". Отсюда - первоначальное значение понятия "общество" - общность, союз, сотрудничество. Общество - это обособившаяся часть природы. В философском смысле природа - все сущее, весь мир в многообразии его форм, включая человека. Она выступает предпосылкой и условием развития общества. Раздел философии, изучающий человеческое общество, называется социальной философией, в круг вопросов для обсуждения входят: что такое общество? Какова его структура? Как появилось государство? Какие существуют типы государств и формы государственного устройства? Каковы основные сферы общественной жизни?
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества, но еще не само общество. Для образования общества необходимо, чтобы люди вступили в общение, а само общение носило устойчивый характер. Только такую совокупность можно рассматривать как общество. Таким образом, первым исходным признаком общества является определенная форма общения (взаимодействия) людей.
Возникает вопрос: почему люди, составляющие общество, вступают в общение?
Прежде всего потому, что это обусловлено их базовыми (первичными) социальными потребностями: потребностями в совместном труде, сотрудничестве в добывании или производстве средств существования; потребность во взаимной защите, поддержке друг друга в борьбе с силами природы, хищниками и т.д.
Всякое общество характеризуется:
1. определенной формой совместного проживания и освоения территории;
2. способом производства и воспроизводства жизни (производства средств к существованию и воспроизводства человеческой жизни путем деторождения);
3. наличием устойчивых связей и отношений, т.е. закрепленных определенной системой социальных норм и ценностей, соответствующим им распределением социальных статусов и ролей;
4. сознанием своего единства как целого, своей самостоятельности и уникальности, выражающихся в определенных представлениях и идеях, ценностях жизни, мировоззрении, культуре и т.д.
Таким образом, ОБЩЕСТВО – это демографическая, производственная, социальная и духовная общность составляющих его индивидов.
Само понятие «общество» сформировалось не сразу. С древнейших времен речь шла о государстве, праве, политике и морали. Теория морали – этика – появляется вместе с философией как ее неотъемлемая часть. Именно политике и морали уделялось значительное внимание в эпоху античности (Сократ, Платон, Аристотель, стоицизм и эпикуреизм). Политика изначально предполагает рациональную организацию общества, осуществляемую по воле и в интересах самих людей. В средние такое представление вступало в противоречие с религиозной картиной мира, поэтому концепции государства там почти не разрабатывались. Однако, как считает Е.Е.Ермакова, с разработкой вопросов философии истории и государства стал формироваться взгляд на особую форму жизни - социальную, возникло понятие общества как формы организации деятельности по осуществлению социальной жизни, представления об обществе как системе, его элементах, связях, структурах… ( С. 227). (през. 11, слайд 1,2).
С точки зрения своей сущности всякое общество есть система общественных отношений и законов. Можно классифицировать все общественные отношения на материальные и духовные. Среди материальных отношений выделяют, прежде всего, экономические, или производственные отношения.
Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания, овеществления и отчуждения. Существуют и механизмы, позволяющие осуществлять слаженную работу общественной системы – социальные институты. Интегральным социальным институтом выступает государство как закрытая система, поскольку ее главная задача – добиться равновесного состояния.
В целом же общество – это открытая система (Открытое общество К.Поппера), способная к самоорганизации. Существуют концепции, которые вообще не рассматривают общество как открытую систему (сторонники циклизма, например, О. Шпенглер). Продолжают существовать натуралистические концепции объяснения общественного развития (космизм, социобиология). Идеалистические модели усматривают суть общественных явлений в идеях, духовных ценностях, верованиях и т.п., объединяющих людей в единое целое (Гегель, А.Тойнби, П.Сорокин). С развитием социологии подходы к объяснению общества осуществляются, как правило, с позиций структурно-функционального анализа систем. Среди них есть приверженцы эволюционизма и антиэволюционизма.
Таким образом, общество - это открытая материальная саморазвивающаяся система, содержанием которой является совокупность образующих ее людей, а также те связи и отношения, в которых они находятся.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 894;