Движущая сила - потребности. Цели - ценности. Условия достижения

 

    Ценности Условия удовлетворения потребности
Потребности (удовлетворе-    
  ние Социальные Личностные
    потребностей)    
Физические здоровье гармония со средой нормальный образ
    жизни
Материаnь- благосостоя- совпадение трудовая
  ные ние собственностью заинтересованность
Mopaльныe человек как возможность взаимо- и
  ценность самореализации самоуважение
Познаватель- знание доступность знаний самостоятельность
  ные   познания
Соцнаnьные солидарность единство интересов взаимоподдержка
Политические свобода самоуправление Личная независимость
   
Правовые справедлив- равноправие (равенство признание социальных
  вост.ь оценок и ценностей) ценностей
        подготовленность к
Мировоз- оптимизм выход на социальные усвоению ценностей,
  зренческие   ценности осознание путей к
        ценностям
Религиозные вера, надежда, созвучие с земной участие в земной
любовь программой программе
  Эстетические жизненный идеал совершенствование жизни самосовершенствование, личный идеал
    социальный идеал
Итоговая суть гармоническое социальные предпосылки активность личности
общество (причина) (следствие)

 

Можно констатировать, что высшие духовные ценности играют определенную роль для отдельных сфер бытия:

· свобода - для политики;

· справедливость - для права;

· истина - для науки и философии;

· добро - для морали;

· совершенство - для эстетического сознания;

· вера - для религии;

· любовь - для психологии в целом;

· счастье - для личной жизни.

 

Наряду с духовными система высших ценностей в целом включает здоровье (физическая жизнь и потребности), гармонию с природой (эко­логическая сфера), благосостояние (материальные потребности, экономика).

Актуальной для современного российского общества является труд и богатство с аксиологической точки зрения. Отношение к труду и богатству среди молодежи весьма неоднозначно. Если обратиться к результатам исследований, например, молодежи в Новосибирской области (учащиеся школ, ПТУ), относящихся к разным конфессиям, то мы увидим следующее (през. 15, слайд 7).

· труд как самостоятельная ценность среди молодежи представляет одну из основных ценностей. Ориентация на труд более всего присуща подросткам, придерживающимся ислама и католицизма. Наименьшую готовность работать при высоком уровне достатка выразили учащиеся-протестанты. Отношение к труду, как способу реализации своих способностей, более всего проявилось у опрошенных, придерживающихся православия;

· оценка способности россиян хорошо и эффективно работать в целом достаточно высокая, наибольшую критичность выразили подростки-протестанты;

· предпочтительный способ достижения богатства – законный. К противоправным способам в наименьшей мере склонны мусульмане, в наибольшей – молодые люди, придерживающиеся протестантизма. Православные и католики заняли промежуточные позиции (Солодова Г.Г. Отношение молодежи к труду и богатству: влияние конфессиональной принадлежности / Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник //Под ред. Ю.В. Попкова. – Новосибирск: Нонпарель, 2004. – Вып. 6. – 270 с., С.194-196).

Вопросы для самопроверки (Презент.53, слайд 8):

1. Какие вопросы содержатся в проблеме смысла жизни?

2. Какие ответы на вопросы о смысле жизни даются разными людьми?

3. Какие аспекты смысла жизни рассматривают ученые-медики?

4. Какова взаимосвязь аксиологии с решением смысложизненных проблем?

5. Как взаимосвязаны потребности, ценности и цели жизни?

6. Как изменялись представления о ценности труда и богатства в современном мире?

 








Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1111;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.