Культурные различия и классификация культур.

Выделение культуры как особого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и православие); формальное принятие принципов «рыночной экономики», генетически связанных с англосаксонской культурой, в специфической культурной среде (Россия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка) дает самые разные результаты; одна и та же конституция дает разный политический эффект в культуре с развитыми традициями активного гражданского общества и в культуре с патерналистским отношением к государству и т. п. В этих случаях внутренняя логика идей или процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности. В результате этого создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, культурологическом анализе. Поэтому не одно и то же, например: «политика» и «политическая культура», «труд» и «трудовая культура» и т. д.

Классификация культур предполагает выделение их (през. 13, слайд 2):

1) временной, исторической последовательности (это имеет смысл в тех случаях, когда прослеживается преемственность культур; например: античность – средневековье - новое время);

2) региональной обособленности, связанной с географическими, этническими, политическими и языковыми разграничениями;

3) идеального содержания, т.е. отделимого от этнического субстрата и передаваемого традицией комплекса норм, ценностей, идей, технологий, стилей (в чем состоит один из узких смыслов слова культура);

4) иерархии качественных уровней (что зависит от вводимых критериев «совершенства»);

5) блоков сосуществующих культур (основания сосуществования могут быть самыми разными: территориальная близость, религиозное единство, экономическая целесообразность, политический союз, имперская оболочка и т.д.).

Таким образом, классификация культур, по какому бы принципу она ни проводилась, позволяет выявлять фундаментальные механизмы их самоосуществления и взаимодействия, а также находить способы герменевтического объяснения их наследия.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Как пример можно привести тюремную культуру с ее определенными правилами, сленгом и т. д.

В соответствии с конкретными носителями выделяется также культура социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что подразделение условно. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура места жительства человека; культура отношения к собственному телу. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя несколько видов освоения действительности: научное, философское, религиозное, правовое и т. д.

Можно выделить в качестве самостоятельного вида художественную культуру, в котором материальное и духовное не соединяются, а в процессе художественного творчества взаимно отождествляются, образуя особую духовно-материальную реальность - произведение искусства.

Наконец, есть еще одно деление - по признаку актуальности культуры. Актуальная та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо прослеживается в мире моды.

Таким образом, культура представляет собой процесс трех видов деятельности человека - материальной, духовной и художественной, порождающих соответствующие продукты. Их независимость относительна и границы между ними обозначаются тем четче, чем более развиты и дифференцированы указанные три вида деятельности. Однако каждый из видов деятельности обладает лишь относительной самостоятельностью. В системе живого культурного творчества они выступают одновременно как взаимодополняющие и в то же время как взаимопротивостоящие процессы. Культурный процесс ведет ко все большей дивергенции, т.е. расхождению видов культурной деятельности. Так как и внутри трех указанных видов происходят непрерывная их дифференциация, ветвление вследствие действия механизма специализации и профессионализации, требующих использования своеобразных техник, специальных материалов, воплощения все более сложных задач, целей и идей.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в обществе (през. 13, слайд 3). Задача создать некую метатеорию культуры в ХХ веке была поставлена американским ученым Л.О. Уайтом(1900-1975), которого называют «отцом культурологии». О. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека по сравнению с другими общественными науками, и предсказывал ей большое будущее. Можно выделить основные школы и концепции культурологии (през. 13, слайд 4).

Таким образом, понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Каждый новый уровень культуры характеризует дальнейшее развитие цивилизации, а последняя как форма культурной деятельности создает необходимые условия для духовного прогресса общества.

В широком смысле слова культура - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, науки и философии, морали и права. Можно сказать, что культура - это лестница, по которой наши предки поднялись от животного к человеку и которую человечество неустанно взращивает в радости и печали. При этом культура живет, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас.

 

Вопросы для самопроверки (Презент.13, слайд 5):

1. Как изменялись философские представления о культуре?

2. Какие задачи решает мир культуры?

3. Каковы функции культуры?

4. Классифицируйте культуру.

5. Перечислите виды культуры?

6. Назовите основные школы и концепции культурологии.

 








Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1067;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.