Тема 20. Человек и общество (1 час.)
План лекции:
1. Понятие "человек" в философии (Презентация 9).
2. Человек и личность.
1. Понятие "человек" в философии.
Человек - многогранное, сложное явление. Понятие "человек" - одно из основных для философов. Человек - совершенство Вселенной и червь, подобие Бога и прах земной, высшая ценность и животное. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, во многом изучив и покорив природу, он чувствует себя неуверенно на Земле и жизнь его полна трагизма? Окончательных ответов пока нет. По-видимому, дело в парадоксальности познания человеком самого себя. Сократ оставил потомкам завет: "Познай самого себя", понимая, что человек для себя самого является наиболее трудным для изучения предметом. Если обратиться к историософскому рассмотрению Человека, то он предстанет следующим образом (презент. 9, слайд 1):
1) Человек – «Малая Вселенная» - в античности;
2) Человек – «Тварное Существо» - в средние века;
3) Человек – «Господин Природы» - в эпоху Возрождения;
4) Человек – «Существо Разумное» - в Новое время;
5) Человек – «Творец» - в немецкой классической философии;
6) Человек – это «Мир Человека» - в классическом марксизме;
7) Человек – это «Душа Человека» - в русской философии;
8) Человек обречен – в философии современности.
Как видим, вполне справедливо утверждение, что всякому времени соответствует своя философия и свое представление о Человеке. Интерес к человеку, к тому, что он есть, характерен как для западной, так и для восточной традиции. Обратившись к древнекитайской философии, к идеям Конфуция, обнаруживаем, что он понимает человека в связи с его социальной функцией, при этом воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению функции личности «не для себя», а «для общества». По его мнению, человеческое существование не может обойтись без регуляторов, которые представлены им в виде принципов (през.9, сл. 2, 3).
Кардинальный поворот к человеку в Новое время наблюдается у Фейербаха: не дух лежит в основе природы, а природа есть основа духа. Реальным субъектом разума является Человек. В философии Фейербаха на место любви к Богу ставится любовь к человеку, и таким образом теология, как и философия подменяется антропологией. Философия Фейербаха оказала влияние на антропологизм Н.Г. Чернышевского и явилась одним из теоретических источников марксизма.
ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИЕЙ называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом.
К слову "антропология" (от греч. "антропос" - человек) в данном случае добавляют прилагательное "философская" для того, чтобы отделить философскую антропологию от антропологии как науки, занимающейся проблемой происхождения человека. Философская антропология изучает именно философские проблемы человека и ищет ответы на вопросы: чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее качества? В чем смысл жизни человека? Философская антропология возникла на рубеже XVIII - XIX вв., но получила наивысшее развитие в XX- ХХI в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Своеобразный акцент «на человека» в определенной мере присущ всей неклассической философии второй половины ХIХ –ХХ вв. и представлен в трех основных подходах (през. 9, слайд 4): 1) натуралистического, описывающего человека по аналоги с природой, другими сложными организмами (или в противовес им) (позитивизм, философия жизни, необихевиоризм, фрейдизм, биоэтика и др.); 2) экзистенциального, актуализирующего индивидуальный способ человеческого существования (экзистенциализм, феноменология, персонализм); 3) социологизаторского, сориентированного на рассмотрение человека как продукта (структурализма) (и творца – в марксизме) общественных связей и отношений.
Американский культурный антрополог Р. Линтон в своей работе «Постижение человека» обращает внимание на человеческое поведение, взаимосвязанное снаучением, а не на генетически передаваемой информации. И действительно, вся эволюция животного мира обнаруживает закономерность, связанную со все большим расширением научаемых форм поведения, того, что И.Павловым было названо «условными рефлексами». Таким образом, человек реализует новые культурные, а не биологические способы приспособления к миру.
Другой американец, философ и культуролог Л.Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.
Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления. Основными представителями «философской антропологии» являются: М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.
По мнению основателя философской антропологии М.Шелера(през. 9, слайд 5):«задача философской антропологии состоит в том, чтобы выработать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» (См.: Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М. М.: Центр, 1997. С.163-167).
Подчеркнем, что помимо существующих, в современном взгляде на Человека присутствует точка зрения о необходимости выделения особой комплексной дисциплины антропоэкологии (экологической антропологии), основателем которой можно считать Д.Стюарта, проявившего в сер. ХХ века особый интерес к исследованию взаимодействия человеческой культуры и окружающей среды. Это направление - весьма перспективно, а актуальность его развития связана с угрожающим ростом и распространением глобальных проблем современности (См.: Терешкович П.В. Антропология культурная // Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. С.40).
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 890;