ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.

Географический детерминизм сформировался в XVIII в. Его пред­ставителями были французские просветители и историки: Ш. Монтескье и А. Тюрго, утверждавшие, что именно природа определяет как хозяйственную деятельность, так и формы государственного правления, психический склад народа, его обычаи и нравы.

Для ХVIII в. географический детерминизм был передовым учением, видевшим земное, а не божественное происхождение общественных порядков, но В XIX и ХХ вв. стало понятно, что эта теория предлагала упрощенный подход к пониманию общественного развития.

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый, исторически обусловленный характер, зависят от типа культуры. Современная типология культуры различает восточный и западный типы культуры как традиционный и инновационный. В традиционных обществах человек приспосабливался к природе, подчинялся ее законам и ритмам, поскольку люди занимались преимущественно аграрным хозяйством. Традиционные общества, не знавшие машинного производства и научно-технического прогресса, не нарушали природного равновесия. Они могли столкнуться с экологическими кризисами, но лишь в локальных масштабах. Такие случаи, связаны с неправильной обработкой земли или ирригацией. Но в целом в традиционных обществах существовало экологическое равновесие, отношения с природой были гармоничными. Человек не противопоставлял себя природе, он был гармоничен и соразмерен ей. В мифологии это отражалось в представлении, что за каждым явлением природы стоит то или иное божество. В мифологическом сознании отношения человека и природы представали как субъект-субъектные (одним субъектом является сам человек, а другим - дух, олицетворяющий то или иное природное явление). Современные философы и культурологи считают, что именно такое понимание отношений человека и природы не давало возможности развиваться чисто научному подходу. Наука исходит из рассмотрения природы как объекта. Только в этом случае можно говорить об объективных законах, управляющих развитием мира. Для того чтобы относиться к природе как объекту, следовало исключить из нее всевозможные мифологические существа. Единственной цивилизацией, исключившей Бога из природы, была иудейско-христианская цивилизация. Бог создает природу, но потом уже не существует в ней, его в природе нет. Именно такое понимание природы позволяет появиться науке как особой форме рационального знания. Однако науч­но-технический прогресс, реализовавшийся как особый путь развития в западной культуре, привел к нарушению баланса во взаимодействии общества и природы.

Сегодня человечество переживает глубочайший кризис из всех, что были в истории. Кризис обусловлен объективными явлениями плане­тарного масштаба, специалисты выделяют десятки неотложных про­блем, стоящих перед мировым сообществом. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие - с отношени­ями внутри сообщества людей. К первой группе глобальных проблем следует отнести экологический кризис и угрозу экологической катас­трофы, ко второй - предотвращение использования оружия массового уничтожения, гонки вооружений, сокращение экономического разры­ва между населением наиболее развитых стран мира (так называемого «золотого миллиарда») и огромной массой беднейшего населения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - тип экологической ситуации, характери­зующийся нарушением динамического равновесия систем «общество - природа».

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам:

- происходит очень быстрое истощение природных ресурсов человечества;

- слишком быстро загрязняется окружающая природная среда, что приводит к катастрофическим последствиям;

- чрезмерно быстро увеличивается численность населения.

Два первых из них непосредственно порождены научно-техниче­ской революцией. Из чисто экологического кризис превратился в об­щий кризис цивилизации, деформирующий все стороны жизни: эко­номическую, социальную и духовную. Современная экологическая ситуация и заключенный в ней кризис носят прежде всего цивилиза­ционный характер, они порождены всем ходом цивилизационного раз­вития человечества.

В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности. Она рассматривается не как множество изолированных объектов и не как механическая система, а как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, могущее вызвать необратимое разрушение целостности системы. Развитие современной экологии строится на этом научном принципе. Эта система представлений образует важнейший компонент современной научной картины, который соединяет знания о биосфере, с одной стороны, и знания о социальных процессах – с другой. Она выступает своеобразным мостом между представлениями о развитии живой природы и о развитии человеческого общества.

Человек должен, познавая мир, не навязывать природе свой собственный язык, а вступать с ней в диалог. По мнению И. Пригожина современная наука научилась с уважением относиться к изучаемой ею природе, которую невозможно описать «извне», с позиций зрителя. Описание природы – живой диалог, коммуникация, и она подчинена ограничениям.

Диалог с природой в новом типе рациональности сопрягается с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию (коммуникации) индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур. Онтологией этого нового типа рациональности выступают представления о целостном космосе, органично включающим человека, представление об объектах действительности как исторически развивающихся человекоразмерных системах, обладающих «синергетическими» свойствами.

Философские проблемы человека, заключенные в вопросах: Чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее качества? В чем смысл жизни человека? Рассматривает философская антропология.

Вопросы для самопроверки (Презент. 8, слайд 23):

1. Как изменялись философские воззрения о природе?

3. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия?

4. Как соотносятся понятия географическая среда и природа?

5. Какого сущностное содержание географического детерминизма?

6. Докажите, что «ноосферная» концепция В.И.Вернадского основывается на естественнонаучном подходе?

 








Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.