Наукоцентризм философии XVII-XVIII вв.
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов дознания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
Очистив разум от идолов (заблуждений разума), следует выбрать надежный источник познания. Таковым, по Ф. Бэкону, может быть только практический опыт, эксперимент.Эти взгляды оказали сильное влияние на становление экспериментального естествознания XVII в. К числу наиболее заметных представителей английского эмпиризма, унаследовавших и развивших идеи Ф. Бэкона, относят Т. Гоббса и Д. Локка.
Особенности рационализма XVII в. связаны с ориентацией науки на математику как некий образец научного знания. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Опыт как источник и критерий истины ненадежен, неустойчив, переменчив. Кроме того, наш опыт всегда неизбежно ограничен. Поэтому знание, обладающее всеобщим и обязательным характером, достижимо только рациональными средствами. Крупнейшие представители философского рационализма – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Р. Декарт утверждает, что любое рассуждение о мире, Боге и человеке можно подвергнуть сомнению. Нельзя сомневаться только в одном – в самом факте сомнения. Следовательно, единственная неоспоримая вещь на свете – само сомнение, а это есть мышление. Отсюда знаменитый постулат Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». «Мышление» в итоге оказывается у Декарта самостоятельной сущностью, или субстанцией.
Понимания сущности субстанцииприобрело три формы существования: Р. Декарт представляет дуализм – где «мышление» и «протяженность» самостоятельные сущности; Б. Спиноза сторонник монизма– субстанция одна – это тождество бога и природы; Г. Лейбниц отстаивает существование множества субстанций – плюрализм.
Концепция естественного права и общественного договора принадлежит таким представителям, как Т. Гоббс и Дж. Локк. Первый естественный закон гласит: «следует искать мира», а для этого нужно заключить общественный договор, который позволит положить конец всеобщей вражде и послужит основой новой формы общения людей – государства. Второй естественный закон логично вытекает из первого: нужно соблюдать договоры. Все прочие «естественные законы» фактически совпадают с требованиями нравственности: нужно проявлять уважение к другим, признавать равенство людей по природе, уметь проявлять благодарность и прощать обиды и пр.
Механистическое понимание мира нашло свое отражение и в понимании бога, которое приобретает форму деизма и атеизма.
XVIII век получил в европейской истории название эпохи Просвещения. Главным ее достижением считается распространение положительных, т.е. практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Отличительные особенности философии Французского Просвещения выделяются достаточно легко:
- безграничная вера в возможности человеческого разума;
- преобладание материализма;
- антиклерикализм;
- четко выраженная социальная ориентация;
- исторический оптимизм;
- гуманистический характер;
- связь с достижениями естествознания.
Эпоха Просвещения породила попытки опровержения философского материализма, что выразилось в идеях субъективного идеализма Дж. Беркли и агностицизма Д. Юма.
На идеях Просвещения выросла вся последующая европейская философская мысль. При этом одни мыслители строили свои концептуальные системы на возражениях идеям Просвещения, другие – на их развитии и углублении. Большое влияние идеи Просвещения оказали на немецкую классическую философию.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1669;