МОТИВАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО.
Творчество понимается обычно как "процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности …новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям" (41). Здесь отмечается три основных момента: 1.Творчество – это деятельность. 2.Ее продуктом является новая реальность. 3. Эта реальность удовлетворяет определенным социальным потребностям.
Это определение соответствует узкому пониманию творчества – объективного творческого процесса; это понимание связано с наличием третьего момента. В то же время, если считать творческим продуктом только тот, который удовлетворяет определенные социальные потребности, то в этом случае отсекаются многочисленные ситуации субъективного индивидуального творчества, создающего значимую новую реальность для самого индивида. А такое, субъективное творчество, играет важнейшую роль в индивидуальном развитии, будь то ребенок, учащийся или любой человек, открывающий новые, значимые для него истины. Кроме того, субъективный творческий результат всегда предшествует объективному результату, который выступает как конечный продукт последовательности субъективно значимых открытий. Бывает и так, что субъективный творческий продукт изначально является объективным, социально значимым,но реально становится таковым после того, как социум его заметит и признает.
Несомненно, в жизни имеет место и объективное и субъективное творчество. Соответствующие творческие процессы имеют много общего, так же как и существенные различия; в первую очередь, это относится, повидимому, к тому, что обеспечивает получение творческого результата – знаниям, умениям, характеру и объему вложенного труда. Повидимому, имеется общее и различное и в мотивации творческой активности.
Когда мы задаемся вопросом, какие мотивационные структуры инициируют и поддерживают творческую активность, мы приходим к одной из двух точек зрения. Первая точка зрения считает, что индивидуальная творческая активность побуждается некоторой определенной мотивационной структурой. Это может быть, например, специфическая познавательная или мыслительная потребность, или менее специфическая, но вполне реальная потребность в самоактуализации, самовыражении. В данном подходе важно то, что это определенная мотивационная структура, "ответственная за творчество" в структуре личности. В соответствии с этой точкой зрения изучение мотивации творческой активности должно заключаться в выяснении того, какие специфические внутренние механизмы лежат в ее основе, как она взаимосвязана с другими параметрами и свойствами личности, как она формируется и угасает. Общая картина, соответствующая данной точке зрения такова: в структуре личности существует специальный "блок творчества" и относительно самостоятельные "обслуживающие" структуры, обеспечивающие его формирование, строение и функционирование.
Согласно второй точке зрения творческая активность изначально афферентируется устойчивым соотношением конкретных мотивационных структур, взаимосвязь которых порождает новое мотивационное качество, воплощающееся в иерар-хической мотивационной системе, в которой конкретные мотивы вливаются в более общие побудительные структуры, становящиеся общими жизненными принципами. Такой подход характерен для А.Маслоу, выделившему и описавшему разные жизненные стили: по "дефицитарному" и "развивающему" принципам. Сходная позиция реализуется Э.Фроммом, описавшим психологические и поведенческие проявления у личностей, ориентированных на один из двух основных способов существования – по принципу обладания или бытия.
Повидимому, объективный и субъективный творческий процессы могут моти-вироваться каждый в соответствии с одной из этих мотивационных схем. Объективное творчество по своей природе более прагматично и технологично в сравнении с субъективным творчеством. Оно, в принципе, может реализовываться в соответствии с более или менее узкими целями, включая корыстные. При этом могут использоваться достаточно рутинные средства, а результаты будут вполне новыми и социально значимыми. Это может быть характерно, например, для изобретательской деятельности, которая в настоящее время в достаточной степени поддается автоматизации, или для управленческой. Творческая активность объективного типа, в принципе, может мотивироваться достаточно узкой мотивацией.
Творчество в широком смысле, субъективное творчество более интуитивно и гуманистично в сравнении с объективным творчеством Его цели изначально более широкие и глубокие, в познавательном и социальном смысле. Субъект такого творческого процесса склонен к использованию нетривиальных средств, которые часто может сам создавать или совершенствовать. Наиболее характерные образцы детского творчества, включая познание мира и саморазвитие, являются примерами именно такого творческого процесса. Творческая активность субъективного типа должна афферентироваться мотивацией широкого типа, смыкающейся с соответствующими характеристиками образа жизни, например, в соответствии с развивающим принципом по Маслоу, или принципом бытия по Фромму. Существуют и другие мотивирующие принципы как узкого, так и широкого характера; это связано с наличием мотивационных структур разных уровней в общей мотивационной структуре личности.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1149;