Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

7. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Amelin_Konflikt.php)

8. Волкогонова О., Татаренко И. Этническая идентификация и искушение национализмом (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/Volk_EtIdent.php)

9. Крупник И. Причины «взрыва» национализма в нашей стране (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/krup_prich.php)

10. Пронин А. Российская диаспора и права человека (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/pr_ross.php)

11. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Starovoit/_index.php)

12. Телемтаев М. Национальная идея российского народа (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/telem_nac.php)

 

6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/konv_likv.php)

8. Конвенция о правах ребенка (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/konv_prav.php)

9 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (Тураев В.А. Этнополитология, - М., 2004)

10. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/megd_konv.php)

11. Международный пакт о гражданских и политических правах (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/megd_pakt.php)

12. Устав ООН (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/ustav_oon.php)

13. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Amelin_Konflikt.php)

14. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох.М. и др. Нации и национализм (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/anders/index.php)

15. Ачкасов В.А. Этнополитология: учебник. Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2005

16. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php)

17. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Starovoit/_index.php)

18. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/Avk_EtnKonf.php)

19. Нагорная О. Теоретические аспекты ксенофобии и межнациональных конфликтов (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Nagor_Xenofob.php_)


[1] В связи с тем, что на отделении читаются курсы «Политическая регионалистика» и «Этнополитология региона», Северный Кавказ не рассматривается.

[2] Информация о ситуации в Таганроге собрана КРОО «Южный региональный ресурсный центр» в рамках проекта «Юг России – регион национального согласия и мира», осуществленного при поддержке Евросоюза (программа Tacis). Автор благодарит ЮРРЦ за предоставленные материалы.

Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии— онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления,как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2.Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм(так называемая "линия Демокрита")— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные

французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализмазаключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм— направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3.Гносеологическая сторонаосновного вопроса философии представлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма(от лат. ratioразум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философиидостоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма,то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

 

3. Этапы развития философии. Общая характеристика и проблемы одного из этапов.








Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 769;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.