Познание как деятельность
Познание как деятельность – активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.
Познание – рациональная активность по отношению к окружающему миру, но происходящая в сознании человека. Осуществляется через сознание, а это функция головного мозга, при чем мозга только человека. Сознание не только запечатлевает, и пассивно регистрирует информацию, но и активно участвует в выстраивании образа действительного.
Познание разделяется на две части:
1. Рациональное
2. Чувственное
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение – это отражение свойств предмета, явления: цвет, материал и т.д.
Восприятие – дает целостный чувственный образ предмета, отражение совокупностей свойств (стол).
Представление – выражает образ предмета, запечатленный в памяти.
Преставление не столь точно как восприятие, но оно дает общий вид предмета. Ощущение, восприятие искажает действительность (карандаш в воде).
Ощущение, восприятие, представление часто искажают действительность.
Углубление познания ведет нас к рациональному познанию, т.е. к абстрактному или логическому мышлению.
Есть три основные формы абстрактного мышления:
1. понятие
2. суждение
3. умозаключение
Понятие – мысль, отражающая общее и существенное в предмете.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающее что-либо о предмете, оно закрепляется в языке с помощью предложения.
Умозаключение – это мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения («все люди смертны, я – человек, следовательно, я смертен»).
Умозаключение бывает трех видов:
1. Индуктивное
2. Дедуктивное
3. По аналогии
В индуктивном умозаключении мысль движется от единого к общему, причем индукция бывает полной и неполной.
Полная – когда посылки исчерпывают весь класс предметов подлежащих обобщению.
Неполная – когда такой полноты нет или число индуктивно обобщаемых случаев неисчерпаемо велико (опросы общественного мнения).
Индуктивные заключения носят вероятностный характер, хотя в практической достоверности отказать им нельзя (все лебеди – белые, ехидна - млекопитающее).
Аналогия – умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одном отношении делается вывод об их общем сходстве (Фохт, Молешот).
Дедукция – движение мысли от общего к частному («все, что укрепляет здоровье – полезно, спорт полезен, спорт укрепляет здоровье).
Эмпирики считают единственным источником знаний чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью органов зрения, чувств, осязания, обоняния, вкуса.
Рационализм – позиция, в соответствии которой знания могут быть получены с помощью только ума без опоры на чувства.
Агностики - утверждали, что о сущности предмета мы ничего определенного знать не можем.
Истина - верное, адекватное знание о предмете или явлении.
Для эмпириков истина знаний определяется через практику, т.е. в ощущениях. Отсюда цель науки чисто описание фактов полученных органами чувств и формирование на этой основе сознания, к которому приспособлена мысль.
Для рационалистов критерий истины является разум, за истину принимаются теоретически обоснованные знания. Истина едина, но в ней выделяются объективные, абсолютные, относительные аспекты.
В объективной истине отражается мир как он существует, вне и независимо от нашего сознания.
В абсолютной истине – полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое дальнейшими исследованиями (день рождения).
В относительной истине – для обозначения конкретных моментов человеческого познания мира, приблизительное, и несовершенное знание о действительности.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 692;