Многообразие Подходов Копределению Сущности Культуры.

Начало этого периода ознаменовано первым в истории человечества полетом человека в космос. Полет состоялся 12 апреля 1961 г. Первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин. В 1956 г. был осужден культ личности Сталина, но в обществе сохранялся авторитарно-бюрократический режим. Существенно снизились темпы экономического производства. Наступившие 1970-е гг. носят название «эпоха застоя». Признав отставание СССР от западных стран, власть в 1980-х гг. взяла курс на перестройку. Тем не менее это время нельзя назвать потерянным для культуры страны. В литературе 60-80-х гг. XX в. выделяются несколько главных направлений.

Теме Великой Отечественной войны посвящены произведения Ю. Бондарева, А. Чаковского, К. Симонова, В. Распутина.

Важной становится проблема сохранения культурного наследия, бережного отношения к культурным отечественным традициям.

Показательны в этом плане работы академика Д.С. Лихачева, В.А. Солоухина, Д.А. Гранина. В это время раскрылся талант В.М. Шукшина, в 1960-1970-е гг. возникает театр Вампилова.

Советский кинематограф также обращается к теме «человек и война» («Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Двадцать дней без войны» и др.).

Развивается театральное искусство. Преодолевая препятствия, ставили спектакли Ю. Любимов, О. Ефремов, В. Плучек, А. Эфрос, И. Владимиров и др. В балетном искусстве событием стала постановка балета «Спартак» А.И. Хачатуряна в Большом театре. С большим успехом в 1975 г. прошла премьера балета И. Григоровича «Иван Грозный».

Несмотря на все идеологические издержки советской цензуры и строгий партийный контроль, культура советского периода встретила 1990-е гг. в целостном и гармоничном состоянии.

 

Многообразие Подходов Копределению Сущности Культуры.

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход.Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали.

Эстетический подходк культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

Культура с позиций морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

Философия отводит культуре место идеального связующего звена между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

В числе собственно культурологических подходовк определению сущности культуры обычно выделяются:

1) аксиологический подход,определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) психологический подход,характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

3) этнографический подход,представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

4) исторический подход,рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

5) социологический подход,позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен—ностно—ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.








Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1839;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.