И. Гофман

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

“Маски суть застывшие выражения и превосходные эхо сигналы чувств, одновременно правдивые, сдержанные и пре­увеличенные. Живые организмы, соприкасаясь с внешней средой, вынуждены обзаводиться какой-то защитной обо­лочкой, и никто не протестует против таких оболочек на том основании, что они, мол, не главные их части. Однако некоторые философы, по-видимому, досадуют на то, что обра­зы не вещи, а слова не чувства. Слова и образы подобны ра­ковинам, таким же неотъемлемым частям природы, как и субстанции, которые они покрывают, но больше говорящим глазу и больше открытым для наблюдения. Этим я не хо­чу сказать, будто субстанция существует ради видимости, лица ради масок, страсти ради поэзии и проявлений добро­детели. Ничто не возникает в природе ради чего-то друго­го: все такие фазы и произведения равно включены в круг бытия...”

Дж. Сантаяна Santayana G. Soliloquies in England and

later soliloquies. L.: Constable, 1922.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологи­ческих подходов к изучению социальной жизни, особен­но той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заве­дения. В ней описано множество приемов, в совокупно­сти образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социаль­ного уклада, будь то семейного, промышленного или тор­гового.

Подход, развиваемый в данной работе, — это подход театрального представления, а следующие из него прин­ципы суть принципы драматургические. В ней рассмат­риваются способы, какими индивид в самых обычных ра­бочих ситуациях представляет себя и свою деятельность [стр.29] другим людям, способы, какими он направляет и контро­лирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во вре­мя представления себя перед ними. Применяя эту мо­дель, я буду стараться не пренебрегать ее очевидной недо­статочностью. Сцена представляет зрителю события прав­доподобно выдуманные; жизнь, предположительно, пре­подносит нам события реальные и обычно неотрепетиро­ванные. Еще важнее, вероятно, то, что на сцене актер иг­рает в маске некоего персонажа, сообразуясь с масками, изображаемыми другими актерами. Существует и третий участник представления — публика (или аудитория), уча­стник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три уча­стника сжаты в два: роль, которую играет один, приспо­сабливается к ролям, исполняемым другими присутству­ющими и эти другие составляют также и публику. Про­чие несоответствия театрального подхода реальным об­стоятельствам будут рассмотрены позже.

Иллюстративные материалы, использованные в этом исследовании, смешанной природы: какие-то взяты из вполне почтенных работ, где сделаны компетентные об­общения о надежно установленных закономерностях; ка­кие-то позаимствованы из неофициальных мемуаров, пи­санных разными колоритными личностями; многие же принадлежат некой промежуточной области. Кроме того довольно часто привлекались материалы моего собствен­ного исследования местного фермерского сообщества, веду­щего натуральное хозяйство на одном из Шетландских островов*. Оправдание такого подхода (и, как мне кажет­ся, родственного подходу Г. Зиммеля) в том, что эти иллю­страции, взятые вместе, встраиваются в достаточно связ­ную систему понятий, которая объединяет обрывки опы­та, уже имеющегося у читателя, и снабжает учащегося неким путеводителем, достойным проверки в моноиссле­дованиях институциональных основ социальной жизни.[стр.30]

 

Эта система понятий развертывается логически. Вве­дение по необходимости абстрактно и его можно опус­тить.

 

***

 

Представляемая читателю книга является результа­том научного исследования человеческого взаимодействия, предпринятого по заданию Факультета социальной ант­ропологии и Исследовательского комитета по социальным наукам в Эдинбургском университете, и исследования социальной стратификации, выполненного при поддерж­ке фонда Форда, руководимого профессором Чикагского университета Э. А. Шилзом. Я очень признателен этим организациям за инициативу и поддержку, Кроме того я хотел бы также выразить благодарность моим учителям: Ч. У. М. Харту, У. Л. Уорнеру и Э. Ч. Хьюгу. Я поблаго­дарен также Элизабет Бот, Дж. Литлджону и Э.Банфил-ду, которые помогали мне в начале исследования, и кол­легам из Чикагского университета, которые помогали мне позже. Без сотрудничества и помощи моей жены, Ангелики Гофман, эта работа никогда не была бы написана.

 

* Частично изложено в неопубликованной докторской диссертации: Goffman E. Communication conduct in an island community (Факультет социологии Чикагского университета, 1953).[стр.31]

 

 








Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.