Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
К ТЕМЕ 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности
Тема 9 «Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности» имеет целью не только ознакомить с общей характеристикой христианства как мировой монотеистической религии, его Священным Писанием и Преданием, основами вероучения и культа, но и возможность студентам проанализировать особенности его становления. Рассматривая вероучительные тексты христианства необходимо учитывать, что они включают Священное Писание (Библию: Ветхий Завет и Новый Завет) и Священное Предание.
Источники христианского вероучения:
православие | католицизм | протестантизм |
А) Священное Писание: Библия, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета | ||
в Ветхом Завете 50 книг: 39 канонических и 11 «неканонических» | в Ветхом Завете 50 книг: 39 канонических и 11 «второканонических» | в Ветхом Завете 39 всего книг |
Б) Священное Предание – сведения и канонические положения, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете и включающие в себя каноны, авторизованные церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви. | ||
– включает признание решений 7 Вселенских Соборов (до раскола 1054 года); – признаётся законченным и не подверженным дальнейшим изменениям | – включает признание решений 21 Вселенского Собора (до и после раскола 1054 года), а также документы, составленные всеми римскими папами; – признаётся постоянно развивающимся элементом веры, тогда | б) отрицается |
Сознавая различия разноконфессиональных и материалистических подходов к историчности Иисуса Христа, необходимо усвоить, что существует «историческая» и «мифологическая» школы, объясняющие его земную жизнь. Эти подходы ни коим образом не должны задевать религиозных чувств, ведь именно плюралистичность библейских трактовок и стала одной из причин появления различных конфессий в христианстве.
Основной идеей христианства является учение о том, что Иисус Христос своею жертвой на кресте искупил грехи человеческие (первородный грех Адама и Евы). Христиане верят, что Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, Бог-Сын (Божественный Ло́гос), воплотившееся среди людей. Также его называют Иису́с из Назаре́та, Иису́с Спаси́тель или Спас. Необходимо помнить, что Иисус это имя собственное. Иису́с от древнееврейского Иешу́а (сокращённой формы Иегошу́а) – «Иегова (Бог) спасёт». Христо́с – это греческий вариант слова «помазанник», месси́я. Христиане верят, Иисус – тот мессия, – помазанник божий из дома Давидова, о котором говорилось в писаниях, и который явился, чтобы спасти людей перед Судным днём.
Обычно многих студентов приводит в затруднение вопрос о том, во что верят христиане. Обыденный ответ «в Бога» или «в Христа» в данном случае не будет точным. Необходимо осознавать, что Бог в христианстве понимается как Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух.
В изучении становления христианства необходимо обратить внимание на достаточно трудные для студентов догматические споры и ереси, такие как несторианство и монофизитство, а также на гностиков как соперников молодой мировой религии.
Основы христианского вероучения изложены в «Символе веры». Нике́о-константино́польский Си́мвол ве́ры – краткое и точное изложение всех истин/догматов христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах (325 и 381 гг. в городах Никея и Константинополь). Символ веры состоит из двенадцати членов:
СОДЕРЖАНИЕ | ЗНАЧЕНИЕ |
1-й член. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. | Догмат о Боге Отце: Бог Отец – творец мира; |
2-й. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено; | Догмат о Боге Сыне: Иисус Христос – Сын Божий рождён от Бога Отца до сотворения мира, не сотворён, имеет одно существо с Богом Отцом; |
3-й.Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; | Догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа Иисус Христос родился от Девы Марии; и Догмат о боговоплощении: Иисус Христос – Богочеловек (и Бог, и человек); |
4-й.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; | Догмат об искуплении: Иисус Христос искупил грехи человеческие (первородный грех) своею мукой на кресте |
5-й. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими); | Догмат о воскресении: Иисус Христос воскрес на 3-й день; |
6-й.И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца; | Догмат о телесном вознесении Иисуса Христа: Иисус Христос вознёсся на небеса и сел справа от Отца; |
7-й.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству, Которого не будет конца. | Догмат о втором пришествии : Иисус Христос придёт судить живых и мёртвых, после чего на земле будет царство Христово. |
8-й.(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. | Догмат об исхождении Святого Духа: Святой Дух исходит от Бога Отца – в православии; Святой Дух исходит от Бога Отца и от Сына (по-латински – «филиокве») – в католицизме. |
9-й.(Верую) и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь. | Догмат о церкви Церковь (все христиане, живущие и умершие): – единая – она одна (её глава – Христос) – святая – на неё снизошёл Святой Дух – соборная – заключает в себе всех верующих всей вселенной; потому она ещё называется вселенской (православная по-гречески, «кафолической»; по-латински – «католической») – апостольская – получила учение Христа через апостолов (в противовес православной, католической, армянской и др. апостольским церквам, протестантские церкви называются «евангельскими», т.к. черпают знание из Евангелий). |
10-й. Исповедую одно крещение во оставление грехов. | Догмат о таинстве крещения Для оставления грехов крещение принимают лишь один раз. |
11-й.Чаю воскресения мёртвых. | Догмат о воскресении из мёртвых. |
12-й. И жизни будущего века. Аминь. | Догмат о царстве Христовом после всеобщего воскресения мёртвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова настанет вечная жизнь. |
К ТЕМЕ 10. ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО: ПРАВОСЛАВИЕ
Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)
Русская православная церковь (РПЦ) | Римско-католическая церковь (латинского обряда) | |||||
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ) | ||||||
а) об исхожде́нии Святого Духатолько от Бога Отца (по Символу веры); | а) об исхожде́нии Святого Духа(учение о «филио́кве»)положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»); | |||||
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей; | б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа; | |||||
в) – | в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.); | |||||
г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня); | г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви; | |||||
д – | д) о Непорочном зачатиине толькоИисуса Христа, но и Девы Марии; | |||||
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти); | е) о телесном вознесении Девы Мариина небо после смерти; | |||||
ж) – | ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, когда выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали. | |||||
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ) | ||||||
1. Богослужение | ||||||
а) называется – «литурги́я»; б) проводится на церковно-славянском я зыке; в) сопровождается хоровым пением; г) в основном проводится стоя. | а) называется – «ме́сса»; б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках); в) сопровождается хоровым пением и игрой на органе (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах); г) в основном проводится сидя. | |||||
2. Таинства | ||||||
а) креще́ние (обычно погружением в воду); б)миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением); в)и́споведь (покаяние); г)евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо́ры (просви́рки) и вино (кагор, разбавленный водой); д)брак; е)свяще́нство; ж)елеосвяще́ние(соборование). | а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением); б) конфирма́ция(лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет; в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле); г) евхари́стия (причащение):до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла́тками (пресными лепешками из пшеничной муки); д)брак; е)свяще́нство; ж)елеосвяще́ние(соборование). | |||||
3. объекты почитания: а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; б) святые (и их мощи); в) почитание тела и крови Иисуса Христа; | ||||||
г) Матерь Христа (Богородица); д) почитание икон; е) – | г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна); д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись); е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др. | |||||
4. Крестное знамение: | ||||||
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое | всей ладонью – с левого плеча на правое | |||||
5. ХРАМ | ||||||
А. Типы а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы); б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы); в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы). | ||||||
Б. Интерьер | ||||||
а) преобладают иконы как символические изображения; б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом; в) скульптуры крайне редки; г) скамеек нет. | а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»); б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим); в) преобладают скульптуры и барельефы; г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях. | |||||
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духове́нством) | ||||||
ДУХОВЕНСТВО | ||||||
Духове́нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми; обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения | ||||||
«белое духове́нство» (женатые) | «чёрное духове́нство» (безбрачные) | священнослужители соблюдают целиба́т – обет безбрачия | ||||
1 чин : диакон(греч. «служитель») – из таинств может совершать только крещение (могут и миряне) – помогает священнику в таинствах, приготовляет священные сосуды и пр. | ||||||
диа́кон, протодиа́кон (старший в белом духовенстве) | мона́х (от греч. «один»), и́нок (слав. «иной»), иеродиа́кон (греч. «диакон монах»); архидиа́кон (греч. «старший диакон») – старший в чёрном духовенстве | диакон (может быть женат), монах | ||||
2. чин: иерей (греч. «священник») – совершает богослужения и все таинства кроме рукоположения (священства) | ||||||
пресви́тер (греч. «старейшина») или свяще́нник (обязательно женат) – глава церковного прихода | иеромона́х (греч. «священник монах»; игу́мен (греч. «ведущий») – начальник монастыря, не связан с его управлением | священник | ||||
протопресви́тер, протоиере́й –старший священник в белом духовенстве | архимандри́т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры | |||||
3. чин: архиере́й (греч. «старший священник») – совершает все таинства (архиерейские титулы) | ||||||
– в белом духовенстве отсутствует | епи́скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии; (вика́рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии); | епи́скоп (глава благочинного округа); | ||||
архиепи́скоп(греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями; | архиепи́скоп (глава епархии); | |||||
митрополи́т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́мной церкви; экза́рх(греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха́та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата; | митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью); | |||||
Патриа́рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе. | Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане). | |||||
Монашество (мужское, женское) | ||||||
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы; б) – | а) б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами | |||||
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ: | ||||||
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой); 2. симфония – созвучие церкви со светской властью; 3. традиционализм. | 1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем); 2. – ; 3. модернизм. | |||||
Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:
1) священнослужители или духовенство (рукоположенные);
2) церковнослужители (не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алта́рники, певцы, чтецы, канона́рхи и пр.)
Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).
II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1173;