ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА — ВЕРНЫЙ ПОМОЩНИК АРТИЛЛЕРИСТА
Командир батареи еще решал первую огцевую задачу, когда старший лейтенант подозвал к себе лейтенанта и приказал ему:
«Возьмите с собою разведчика и уточните на карте положение основного орудия. Используйте для этого следующие точки: отдельный двор, мост на дороге к востоку от него, угол осушительной канавы к северо-востоку от огневой позиции» (рис. 295).
Лейтенант промерил шагами расстояние от каждой из точек местности, которую назвал ему старший лейтенант, до правофлангового — основного — орудия батареи. Умножив на количество шагов среднюю величину своего шага, — а эту величину, свой «масштаб шагов», знает каждый артиллерист, — лейтенант узнал расстояние в метрах до основного орудия от отдельного двора, от моста и от угла канавы.
Затем он склонился над картой (рис. 296). Он перевел в масштаб карты измеренные расстояния, провел циркулем три дуги: одну — из точки, где на карте обозначен отдельный двор, радиусом, равным расстоянию от отдельного двора до основного орудия, другую — из точки, где обозначен мост; радиусом этой дуги явилось расстояние от моста до основного орудия; третью таким же образом — от угла канавы. В точке, где пересеклись эти дуги, поставил знак батареи (см. рис. 296). Потом он доложил о результатах своей работы старшему лейтенанту.
Старший лейтенант, проверив работу лейтенанта, по телефону доложил командиру батареи о местоиахождешии огневой позиции, {331}
Когда после решения первой огневой задачи наступил небольшой перерыв в стрельбе, командир батареи мог уже приготовиться к стрельбе по карте.
Для этого он подготовил данные по ориентирам и записал их.
Вот как он это сделал. Прежде всего, наложив на карту целлулоидный круг центром на огневую позицию, он прочертил основное направление — 45-00, на запад (рис. 297). Затем он снова наложил круг на точку огневой позиции, но так, чтобы нулевая линия круга была направлена вдоль {332}
{333} |
прочерченной линии основного направления, и измерил угол между основным направлением и ориентиром, а также и установку прицела по треугольнику, прикрепленному к кругу (рис. 298). Затем, удерживая на месте целлулоидный круг, командир батареи измерил направление на второй, третий и все остальные намеченные ориентиры и дальность до каждого из них.
Теперь уж не нужно будет больше тратить так много снарядов на пристрелку: исходные данные подсчитаны гораздо точнее, чем раньше.
Кроме того, по карте можно определить, насколько тот или иной ориентир расположен выше или ниже орудий батареи. Это позволит заранее учесть по уровню угол места ориентира (рис. 299).
Минут через 7 в руках у командира батареи была готовая схема (рис. 300). Такая схема помогает командиру открывать огонь не только быстрее, но и точнее.
Как раз в это время появилась новая цель: один из разведчиков доложил, что он видит дымки от выстрелов минометной батареи, открывшей огонь из кустов, влево от придорожной горки.
Быстро проверил командир батареи доклад разведчика: пригнулся сам к стереотрубе и тотчас увидел цель.
Вот она: от придорожной горки влево 40 — маленькие кустики, метров на 500 подальше этой горки. Четыре легкие струйки сизого дыма дрожат на опушке кустиков, и вслед за этим слышится с той стороны свист приближающихся мин.
Это — действительно минометная батарея противника. Так как наша батар.ея не была занята стрельбой по другим целям, то командир батареи
{334} |
тут же решил подавить эту цель, потому что минометный огонь противника задерживал нашу пехоту и наносил ей потери.
Взгляд на карту, чтобы проверить удаление кустиков от придорожной горки, и одновременно — команды:
«По минометной батарее.
Гранатой.
Взрыватель осколочный.
Заряд шестой».
Быстро мелькает ряд чисел в уме командира батареи,— и расчеты готовы. Он командует:
«Основное направление, левее 1-30.
Уровень 30-01.
Прицел 74.
Первому один снаряд. Огонь!»
Подготовленная схема помогла быстро направить огонь батареи на новую цель. Можно было воспользоваться также результатами первой проведенной стрельбы: это тоже помогло бы быстро и достаточно точно перенести огонь на новую цель.
Теперь, когда исходные данные подготовлены по карте, даже первые снаряды сразу ложатся близко к цели: первый же разрыв оказывается против левого края цели; виден недолет.
Ошибки определения дальности при работе по карте не так велики, как при работе на глаз: ошибка составляет в среднем всего лишь 4 процента {335} дальности. Первый скачок прицелом достаточно сделать в 4 деления — так учат «Правила стрельбы».
«Левее 0-08. Прицел 78. Огонь!» — прозвучала команда. Вы, конечно, не ожидали, что после полученного недолета командир батареи скомандует: «Левее 0-08». Зачем нужно менять направление стрельбы, если на прицеле 74 бокового отклонения разрыва не было?
Посмотрите на рис. 301 и вы поймете, что командир батареи поступил правильно. Что получилось бы, если бы при увеличении прицела на 4 деления командир батареи не скомандовал «Левее 0-08» и орудие выстрелило в прежнем направлении?
Разрыв отклонился бы вправо от линии наблюдения командира. Дело в том, что командир батареи находится не только впереди огневой позиции, «о и в стороне от нее...
Но вот снова прозвучал выстрел, снова зашуршала в воздухе граната... Перелет!
На прицеле 76 в батарейной очереди получились уже перелеты и недолеты. Это значит, что средняя точка падений недалеко от цели. «Два снаряда, беглый огонь!»
В следующие 3–4 минуты минометная батарея противника была подавлена и прекратила огонь.
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1114;