Галерея Фрина, Вашингтон.

владычество было свергнуто, и на смену иноземной династии Юань пришла китайская династия Мин (1368—1644 гг.). Преодолев разруху, с конца XIV — начала XV в. Китай, ставший снова независимой держа­вой, пережил экономический рас­цвет и подъём культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремёсла и торговля. Со­оружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена, протянувшаяся к тому времени вдоль северной грани­цы страны на три тысячи километ­ров. Однако уже к XVII в. империя вновь переживала тяжёлые времена. В 1б44 г. страну захватили маньчжу­ры, установившие власть династии Цин и правившие вплоть до 1911 г. В середине XVIII в. цинские прави­тели отгородили Китай от всего ми­ра, ограничив его контакты с други­ми странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними проти­воречиями страна стала ареной борьбы западных держав и была превращена в полуколонию.

Период Мин — время рождения больших и торжественных архи­тектурных ансамблей. В освободив­шейся от монгольского ига стране за короткий срок вновь были от­строены и украшены новыми соору­жениями две сменившие друг друга императорские резиденции: Юж­ная — Нанкин и Северная — Пекин.

Во время правления императоров Минской династии в XV—XVII вв. были возведены царские погребения

в окрестностях Пекина. Большое внимание уделяли не только строи­тельству подземных дворцов, но и семидесятикилометровой дороге, ведущей к ним от столицы. Путь к погребениям подводил к огромной, почти километровой Аллее Духов, обрамлённой с двух сторон мону­ментальными каменными статуями. Стражи покоя усопших — парные фигуры слонов, верблюдов, коней, сановников и воинов-охранителей, стоявших друг против друга в пол­ных достоинства позах, — придава­ли пути к захоронению особую тор­жественность и значительность. Тринадцать погребальных комплек­сов, охватывавших площадь в сорок квадратных километров, были рас­положены на значительном рассто­янии друг от друга. Каждое из них включало в себя несколько обяза­тельных сооружений — храм пред­ков, монументальную крепостную башню, могильный холм с тщатель­но скрытым внутри мраморным об­ширным дворцом, где хранились саркофаг и царские сокровища.

Архитектурные сооружения вре­мени правления Маньчжурской ди­настии Цин (XVIII—XIX вв.) — хра­мы, пагоды, дворцы и парки — отмечены яркостью и живопис­ностью. В XIX в. цинские правители стали строить для себя многочис­ленные загородные резиденции. В архитектуре и декоративной скульп­туре парков наиболее полно вопло­тилось стремление к роскоши и изобилию, характерное для вкусов того времени.

Живопись в XIV—XIX вв. не утра­тила своей важной роли в жизни Ки­тая. Однако она всё более ощутимо тяготела к былым традициям. В от­крывшейся вновь Академии живопи­си считалось, что важнее не изучать природу, а следовать классическим образцам Танского и Сунского вре­мени. Творческая фантазия худож­ников была скована жёсткими пред­писаниями, ограничивавшими темы и методы работы. Вплоть до смерт­ной казни каралось мельчайшее нарушение установленной трактов­ки фигур, деревьев, общего строя

композиции. Появилось множество пособий и наставлений с образцами разных стилей и почерков, в кото­рых пояснялось, как следует изобра­жать вершины гор, ветви деревьев и кустов, растения. Однако наиболее талантливые художники даже в рам­ках существующих строгих правил создавали яркие и выразительные картины.

Наиболее интересные творче­ские направления складывались вдали от столицы, где мастера испы­тывали меньшее давление офици­альной власти. Здесь развивалось творчество таких выдающихся пей­зажистов, как Шэнь Чжоу (1427— 1507) и Вэнь Чжэнмин (1470— 1559), чьи картины отличались сочностью красок и декоративным богатством. Выдающимся мастером, работавшим в жанре «цветы-пти­цы» был Сюй Вэй (1521—1593), сле­довавший традиции чаньских живо­писцев Сунской эпохи. В своих беглых, будто небрежных зарисов­ках Сюй Вэй не стремился передать детали, а выявлял душу природы, да­вая почувствовать её настроение.

Самыми известными художника­ми, работавшими в бытовом жанре «люди», были Тан Инь (1470—1523) и его ученик Чоу Ин (первая полови­на XVI в.). Не нарушая сложившихся канонов, они создали отвечающий духу времени тип живописных по­вестей, занимательных и проникну­тых тонким лиризмом. В таких про­изведениях, как «Поэма о покинутой жене», где рассказано о страданиях оставленной мужем поэтессы Су Жолань, Чоу Ин не только подробно раз­вивает сюжетную линию, но и вводит зрителя в атмосферу быта, показывая детали интерьера, сада, любовно вы­рисовывая костюмы и прически.

Высокими художественными дос­тоинствами в периоды Мин и Цин отличались декоративно-приклад­ные изделия, выполненные в техни­ке перегородчатой эмали. Техника производства этих изделий была очень сложной и требовала от юве­лиров огромного мастерства. Наряду с перегородчатой эмалью особой славой в XV—XVIII вв. пользовались и предметы из красного лака. Из не­го изготовляли мебель, коробки для сладостей, блюда и др. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола учёного, писателя или каллиграфа из разнооб­разных пород камня вырезали заме­чательные по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей. Ткани и вышивки периодов Мин и Цин своей красочностью и техникой исполнения как бы копировали лаковые, фарфоровые и эмалевые изделия. Замечательные вышитые картины — кэсы' («резаный шёлк»)—воспроизводили пейзажи, мир цветов и растений. Бесконечное многообра­зие форм и техник прикладного искусства Китая XV—XVIII вв. развило и дополнило лучшие качества сред­невекового китайского искусства.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 805;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.