ИСЛАМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ислам никогда не допускал возмож­ности внешнего сходства Бога с че­ловеком или другим земным суще­ством, поэтому изобразительное искусство оказалось исключённым из религиозной жизни мусульма­нина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры. Хотя Коран не запрещал изображать лю­дей и животных, в некоторых хадисах говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников. Прида­вая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспари­вал у Бога его исключительное пра­во на творчество, нарушая главное положение ислама «Нет Бога, кроме Аллаха...». Начиная с IX в. подобные утверждения появлялись и в бого­словских сочинениях, но всякий раз находился толкователь, разъяс­нявший, что запрет касается не изо­бражений как таковых, а использо­вания их в качестве объектов поклонения.

Художник, не смея уподоблять свои произведения Божьим творе­ниям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусуль­манин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, со­крытого от глаз смертного. Этот ис­тинный мир совершенной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлечённых понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцани­ем священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Ал­лаха, Мухаммада и праведных ха­лифов. Не изображение, а слово, ху­дожественно оформленное в виде надписи или графического симво­ла, стало главным носителем рели­гиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на вхо­дах-порталах и стенах зданий, на­писанное на переплётах и страни­цах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из кера­мики, стекла или металла, вплетён­ное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусуль­манина всю жизнь. Это слово вме­щало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое на­слаждение. Каллиграфия и ор­намент — декоративные формы воплощения представлений о бес­конечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира — ста­ли основами художественного творчества мусульман.

Согласно Корану, красота есть результат мудрой деятельности Аллаха на благо человеку и, следо­вательно, красивое должно быть прежде всего полезным, целесо­образным. Руководствуясь этим принципом, правители Арабского халифата охотно использовали тра­диции и опыт покорённых народов. Занимая древние города Палестины и Сирии, арабы приспосабливали к своим нуждам городское хозяйство и существующие здания, как жилые, так и культовые, руководствуясь хадисом: «Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующе­го, — строительство». Новые здания возводились лишь там, где в них воз­никала потребность.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 955;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.