НАУЧНЫЙ МЕТОД. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А |
вторитет науки в современном обществе прочен и устойчив. Доверие к ней настолько велико, что мы порой отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш житейский опыт, эстетическое впечатление, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды знания своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же это ему удается? В основном за счет метода, которым оно добывается, а также за счет особого способа его организации и построения.
Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету человека всегда интересуют два вопроса: ЧТО такое реальность и КАК с ней обращаться. Метод — это ответ на вопрос о том, как обращаться с реальностью, и во многих случаях именно он имеет решающее значение. В одной старой китайской притче некий щедрый рыболов делится своим уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, становится ясно, что много проще решить проблему, научив крестьянина самого ловить рыбу, чем каждый раз проявлять филантропию. Научить, как ловить рыбу, — значит дать метод, т.е. систему правил и приемов практической деятельности. То же относится и к деятельности познавательной. Показать, как добывается знание, — значит дать всем желающим возможность, во-первых, воспроизводить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых — получать новое, ранее неизвестное знание. Наука тем и отличается от других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисциплина — методология научного познания. Методология — это учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые на разных уровнях познания. Каждый их них характеризуется не только собственными формами организации научного знания, но и присущими им методами познания.
2.1. Методы научного познания
Греческое слово «методос» означает путь к чему-либо. В научном Познании этот путь, очевидно, должен приводить к истине. Если такой путь найден, т.е. известны средства, приемы и способы достижении цели, то его можно показать всем, сделать всеобщим достоянием И, следовательно, обеспечить безусловную воспроизводимость научного знания. И когда по этому пути пойдут многие, он неизбежно превратится в хорошо накатанную, привычную дорогу, т.е. станет Иссобщим, устоявшимся способом получения нового знания. Четко фиксируя такие «пути», наука и обеспечивает свойства объективности и обБ1еобязательности добываемого знания.
Метод есть совокупность правил и приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.
Таких правил и приемов существует великое множество. Одни из них опираются на обычную практику обращения человека с предме-тпми материального мира, другие предполагают более глубокое обоснование — теоретическое, научное. Научные методы, по сути, представляют собой обратную сторону теорий. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но объ-иеняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать. Теория как бы «сворачивается» в метод. В свою очередь, метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятельность, способствует развертыванию и углублению знания. Человеческое знание, по существу, приобрело научную форму именно тогда, когда «догадалось» отследить и сделать ясными методы своего появления на свет.
Современная система методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью. Существует множество возможных способов классификации методов: по широте охвата реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания и т.д.
Самое «грубое» и простое разделение научных методов подразумевает их отнесение к одной из двух групп — общенаучным и специально-научным методам познания.
□ Общенаучные методы
Группа общенаучных методов характеризует приемы и способы исследования во всех науках и на всех уровнях научного познания. К ним относятся методы наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, индукции, дедукции и т.д. Эти методы настолько универсальны, что работают даже на уровне обыденного сознания. Охарактеризуем вкратце наиболее важные из них.
Исходным методом научного познания считается наблюдение, т.е. преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека — ощущения и восприятия. В ходе наблюдения возможно получение информации лишь о внешних, поверхностных сторонах, качествах и признаках изучаемых объектов. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:
• целенаправленностью и избирательностью (внимание наблю
дателя фиксируется только на тех свойствах объекта, которые
связаны с предварительно поставленной задачей);
• объективностью, т.е. возможностью контроля результатов на
блюдения либо за счет повторного наблюдения, либо исполь
зования других методов исследования;
• полнотой, точностью, однозначностью и т.д.
Итогом научных наблюдений всегда является описание исследуемого объекта, фиксируемое в виде текстов, рисунков, схем, графиков, диаграмм и т.д. По мере развития науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным за счет использования различных технических устройств, приборов, измерительных инструментов. Техническая оснащенность процедуры наблюдения, с одной стороны, колоссально увеличила ее возможности, а с другой — породила серьезную проблему достоверности знаний, получаемых с помощью приборов. Современные приборы слишком далеко ушли от непосредственных ощущений человека, и поэтому безвозвратно пропала наглядность и образная простота получаемых результатов.
Ведь одно дело — наблюдать в телескоп планеты или звезды, которым от нашего наблюдения ни жарко, ни холодно, и совсем другое — «наблюдать» какой-либо квантовый объект (электрон или протон). Всякое взаимодействие нашего макроприбора с таким микрообъектом нарушает состояние последнего. И в результате мы получаем сведения о квантовом явлении, искаженные вмешательством прибора. В классической физике подобные искажения можно учесть и по результатам измерений установить «истинное» состояние объекта, не зависимое от наблюдателя. В квантовой физике это невозможно. Как любили повторять создатели квантовой механики: «Для того чтобы узнать свойства пудинга, его надо съесть».
Но «съев» квантовый объект, мы его разрушим и, следовательно, не сможем еще раз проверить и уточнить состояние квантовой системы. Поэтому в квантовой физике «наблюдаемое» и «наблюдатель» неотделимы друг от друга. Разумеется, квантовые объекты существуют «сами по себе», независимо от наблюдателей. Однако описание их свойств невозможно без точного указания на тот класс приборов, которыми эти свойства регистрируются. В разных классах приборов эти свойства будут различны (в одних — волновые, в
других — корпускулярные). Другими словами, квантовая система становится объектом наблюдения только в том случае, если указан точный способ измерения ее свойств.
Измерение — познавательная процедура, в которой устанавливается отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения). Измерение органически связано с наблюдением и в совокупности с ним образует фундаментальную основу естествознания. Именно переход к фиксации количественных (однозначно измеряемых) параметров материальных тел позволил естественным наукам добиться нынешних строгости и точности знания. Измерительные процедуры могут даже опережать теоретическое объяснение: измерять температуру тел научились гораздо раньше, чем поняли физическую природу теплоты.
Еще одним важнейшим методом естественно-научного познания является эксперимент. С введением в практику науки экспериментального метода ученые из наблюдателей превратились в «естествоиспытателей», т.е. данный метод предполагает активное воздействие экспериментатора на изучаемый объект и условия его существования.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент включает процедуры наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Ведь экспериментатор имеет возможность подбирать необходимые условия наблюдения, комбинировать и варьировать их, добиваясь «чистоты» проявления изучаемых свойств, а также вмешиваться в «естественное» течение исследуемых процессов и даже искусственно их воспроизводить.
Главной задачей эксперимента, как правило, является проверка различных гипотез. Однако в ходе такой проверки нередко обнаруживаются и неожиданные, не предусмотренные гипотезой новые свойства объекта. Классическим примером такого рода являются эксперименты Э. Резерфорда, в 1909 г. бомбардировавшего альфа-частицами (ядрами атомов гелия) металлическую фольгу. Его прибор был несложен: поток альфа-частиц, испускаемый ампулой с радием, проходил через диафрагму, которая выделяла из общей массы узкий пучок частиц и направляла его на экран из сернистого цинка, где наблюдались сцинтилляции (крошечные вспышки при столкновении частиц с экраном). Поставив на пути альфа-частиц фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что вместо резкого изображения узкой щели диафрагмы на экране появляется размытая полоса, т.е. небольшое количество частиц (примерно 2%) отклонялось от прямого пути. Исходя из тогдашних представлений о строении атома (модель Дж. Томсона) это было необъяснимо: в предполагаемой
положительно заряженной внутриатомной среде с вкрапленными в нее электронами тяжелым альфа-частицам просто не бьшо преград, ведь по сравнению с ними электроны — не более чем горошины перед пушечными ядрами. А последовавшее далее предположение Э. Резерфорда о том, не могут ли альфа-частицы отскакивать от фольги назад, казалось и вовсе бессмысленным. Однако помощники великого английского физика, просчитав за два года более миллиона сцинтилляций, доказали, что назад отскакивает, как мяч от сетки, примерно одна альфа-частица из восьми тысяч. Предложенное Э. Резерфордом объяснение этого неожиданного феномена известно сегодня как «планетарная модель атома»: отраженные альфа-частицы сталкивались с ядрами атомов алюминия. А небольшое количество отражений определяется тем, что, хотя практически вся масса атома сосредоточена в ядре, оно занимает лишь ничтожную часть его объема (как Солнце в нашей планетной системе). Эти представления ныне настолько привычны, что кажется, будто они совершенно тривиальны. Но чтобы сформулировать их в первый раз, понадобились недюжинные научные терпение и смелость. А опирались они как раз на неопровержимые результаты эксперимента.
Подобные эксперименты называют исследовательскими. Другой тип эксперимента — проверочный — предназначен для подтверждения тех или иных теоретических предположений. Так, существование множества элементарных частиц первоначально было «вычислено» теоретически и лишь позднее подтверждено рядом целенаправленных экспериментов.
Экспериментальный метод, возникнув первоначально (XVII в.) в физике (Г. Галилей, У. Гильберт (1544—1603)), распространился затем на все области естествознания. За четыре прошедших столетия, разумеется, существенно изменилась техническая оснащенность экспериментальной практики. Многие нынешние экспериментальные установки (ускорители заряженных частиц, например) представляют собой огромные и дорогостоящие сооружения. Однако не снизилось значение и мысленных экспериментов, для которых не требуется создание сложных технических средств. В XVII в. Г. Галилей с помощью мысленного эксперимента сформулировал важнейший для физики принцип инерции. А в XX в. другой гений физики — А. Эйнштейн (1879— 1955) — блестяще использовал тот же прием, вообразив свободно падающий в поле тяготения лифт и обнаружив при этом, что, находясь внутри такого лифта, никаким способом нельзя определить, движется ли ускоренно лифт в поле тяготения или он покоится, а поле тяготения при этом исчезает. Результатом этого мысленного эксперимента стал принцип эквивалентности инерционной и гравитационной масс, положенный в основу общей теории относительности.
В целом же все разнообразные виды научных экспериментов составляют мощную эмпирическую базу естествознания. Экспери-
мент является не только ведущим методом, но и одним из основных критериев истинности научного знания.
Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.
Синтез — операция соединения выделенных в процессе анализа элементов изучаемого объекта в единое целое.
Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.
Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. (Помните Шерлока Холмса?) Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.
Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия — незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание.
Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования. Абстрагирование является очень эффективным инструментом теоретических исследований, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. В рамках обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет средств различения абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых.
(Когда мы сердимся на кого-то и даже позволяем себе награждат: другого человека разными обидными характеристиками; или когд мы голосуем за того или иного политика просто потому, что о! симпатичный, мы демонстрируем примеры самого настоящего аб| страктного, т.е. отвлеченного, мышления. Только «отвлекаются при этом и становятся причиной нашего поведения свойства люде| не самые важные, не выражающие их сути, а случайные и поверх,| ностные, хотя и наиболее заметные.) На теоретическом же уровк абстрагирование — лишь начальный шаг, после которого начинает^ ся длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, мно* гостороннему) знанию о предмете.
Моделирование — метод замещения изучаемого объекта подоб* ным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. Данные, полученные при изучении модели, затем с некото-| рыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либс невозможно (очевидно, что феномен «ядерной зимы» в результату массированного применения ядерного оружия кроме как на модели лучше не испытывать), либо связано с непомерными усилиями затратами. Последствия крупномасштабных вмешательств в приц| родные процессы (поворот рек, например) целесообразно сначала! изучить на гидродинамических моделях, а потом уже эксперимен-| тировать с реальными природными объектами. Изучать аэродина^ мические свойства новых конструкций самолетов или проверять на прочность в аэродинамической трубе намного дешевле с помо-1 щью уменьшенных копий — моделей и т.д. Моделирование — ме-'j тод фактически универсальный. Он может использоваться в систе-1 мах самых различных уровней. Обычно выделяют такие типы моде-j лирования, как предметное, математическое, логическое, физиче-| ское, химическое и пр. Широчайшее распространение в современ-; ных условиях получило компьютерное моделирование.
Подчеркнем еще раз, что все вышеперечисленные методы отно-1 сятся к разряду общенаучных, т.е. применяемых во всех областях на-! учного знания. Кроме них существуют и специально-научные мето- ] ды, представляющие собой системы сформулированных в импера-; тивной форме принципов конкретных научных теорий.
2.2. Структура научного познания
За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
• твердо установленные факты;
• закономерности, обобщающие группы фактов;
• теории, как правило, представляющие собой системы зако
номерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент
реальности;
• методы как специфические приемы и способы исследования
реальности, исходящие из особенностей и закономерностей
изучаемых объектов;
• научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей
реальности, в которых все теории, допускающие взаимное со
гласование, сведены в некое системное единство.
Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установлен-19 факты. Если они установлены правильно (подтверждены мно-ЧИСленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, прове-К и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это эмпи-Чвский, т.е. опытный, базис науки. Количество накопленных нау-„ фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются рвичному эмпирическому обобщению, систематизации и класси-Лированию. Обнаруженные опытным путем общность фактов и i единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпири-ЙКИЙ закон, общее правило, которому подчиняются непосредст-ррМНО наблюдаемые явления.
. Но значит ли это, что наука выполнила свою главную задачу, со-ищую, как известно, в установлении законов? К сожалению, нет. 0 в том, что фиксируемые на эмпирическом уровне закономер-ТИ. как правило, мало что объясняют. Обнаружили, к примеру, мие наблюдатели, что большинство светящихся объектов на ноч-, небе движутся по четким кругообразным траекториям, а не-ИЬКО других совершают какие-то петлеобразные движения. Общее 1ИЛ0 для тех и других, стало быть, есть, только как его объяс-„I? А объяснить непросто, если не знать, что первые — это звез-|i а вторые — планеты, и их «неправильное» поведение вызвано ■Местным с Землей вращением вокруг Солнца. fc Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэври-ЧНЫ, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поис- задачи решаются уже на другом уровне познания — теоре-
Цоком.
Проблема различения двух уровней научного познания — тео-ЦИЧвского и эмпирического (опытного) — вырастает из одной спе-|>ИЧеской особенности его организации, заключающейся в суще-ВВВНИИ различных типов обобщения доступного изучению мате-ЛК. Наука ведь устанавливает законы. А закон есть существен-li необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. общее, а если строже, то всеобщее для того или иного фраг-ЦТй реальности.
(Когда мы сердимся на кого-то и даже позволяем себе награждать другого человека разными обидными характеристиками; или когда мы голосуем за того или иного политика просто потому, что он симпатичный, мы демонстрируем примеры самого настоящего абстрактного, т.е. отвлеченного, мышления. Только «отвлекаются» при этом и становятся причиной нашего поведения свойства людей не самые важные, не выражающие их сути, а случайные и поверхностные, хотя и наиболее заметные.) На теоретическом же уровне абстрагирование — лишь начальный шаг, после которого начинается длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете.
Моделирование — метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. Данные, полученные при изучении модели, затем с некоторыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно (очевидно, что феномен «ядерной зимы» в результате массированного применения ядерного оружия кроме как на модели лучше не испытывать), либо связано с непомерными усилиями и затратами. Последствия крупномасштабных вмешательств в природные процессы (поворот рек, например) целесообразно сначала изучить на гидродинамических моделях, а потом уже экспериментировать с реальными природными объектами. Изучать аэродинамические свойства новых конструкций самолетов или проверять их на прочность в аэродинамической трубе намного дешевле с помощью уменьшенных копий — моделей и т.д. Моделирование — метод фактически универсальный. Он может использоваться в системах самых различных уровней. Обычно выделяют такие типы моделирования, как предметное, математическое, логическое, физическое, химическое и пр. Широчайшее распространение в современных условиях получило компьютерное моделирование.
Подчеркнем еще раз, что все вышеперечисленные методы относятся к разряду общенаучных, т.е. применяемых во всех областях научного знания. Кроме них существуют и специально-научные методы, представляющие собой системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.
2.2. Структура научного познания
За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
• твердо установленные факты;
• закономерности, обобщающие группы фактов;
• теории, как правило, представляющие собой системы зако
номерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент
реальности;
• методы как специфические приемы и способы исследования
реальности, исходящие из особенностей и закономерностей
изучаемых объектов;
• научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей
реальности, в которых все теории, допускающие взаимное со
гласование, сведены в некое системное единство.
Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это эмпирический, т.е. опытный, базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и классифицированию. Обнаруженные опытным путем общность фактов и их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.
Но значит ли это, что наука выполнила свою главную задачу, состоящую, как известно, в установлении законов? К сожалению, нет. Дело в том, что фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности, как правило, мало что объясняют. Обнаружили, к примеру, древние наблюдатели, что большинство светящихся объектов на ночном небе движутся по четким кругообразным траекториям, а несколько других совершают какие-то петлеобразные движения. Общее правило для тех и других, стало быть, есть, только как его объяснить? А объяснить непросто, если не знать, что первые — это звезды, а вторые — планеты, и их «неправильное» поведение вызвано совместным с Землей вращением вокруг Солнца.
Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэври-стичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания — теоретическом.
Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и эмпирического {опытного) — вырастает из одной специфической особенности его организации, заключающейся в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Наука ведь устанавливает законы. А закон есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. нечто общее, а если строже, то всеобщее для того или иного фрагмента реальности.
Общее же (или всеобщее) в вещах устанавливается путем абстрагирования, отвлечения от тех свойств, признаков и характеристик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во множестве вещей одного класса. Суть формально-логического обобщения как раз и заключается в отвлечении от предметов такой «одинаковости», инвариантности. Подобный способ обобщения называют абстрактно-всеобщим. Это связано с тем, что выделяемый общий признак может быть взят совершенно произвольно, случайно и никак не выражать сути изучаемого явления.
Например, известное античное определение человека как существа «двуногого и без перьев» в принципе применимо к любому индивиду и, следовательно, является абстрактно-общей его характеристикой. Но разве оно что-нибудь дает для понимания сущности человека и его истории? Определение же, гласящее, что человек — это существо, производящее орудия труда, напротив, формально и к большинству людей неприменимо. Однако именно оно позволяет построить некую теоретическую конструкцию, более или менее удовлетворительно объясняющую историю становления и развития человека.
Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным видом обобщения, позволяющим выделять всеобщее в предметах не номинально, а по существу. В данном случае всеобщее понимается не как простая одинаковость предметов, многократный повтор в них одного и того же признака, а как закономерная связь многих предметов, которая превращает их в стороны единой целостности, системы. Вместе с тем всеобщность, т.е. принадлежность к системе, предполагает не только одинаковость, но и различия, и даже противоположности. Общность предметов при этом реализуется не во внешней похожести, а в единстве генезиса, общем принципе их связи и развития.
Именно эта разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. установления закономерностей, и разводит эмпирический и теоретический уровни познания. На уровне чувственно-практического опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, выявить случайно. Объяснить же их и обосновать позволяет лишь теоретический уровень познания.
В теории происходит переорганизация, или переструктуризация, добытого эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. Это что-то вроде игры в детские кубики с фрагментами разных картинок. Для того чтобы беспорядочно разбросанные кубики сложились в единую картинку, нужен некий общий замысел, принцип их сложения. В детской игре этот принцип задан в виде готовой картинки-трафаретки. А вот как исходные принципы организации построения научного знания отыскиваются в теории — великая тайна научного творчества.
Наука потому и считается занятием сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опытных данных. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории и ее дальнейшее развитие осуществляются относительно независимо от практики.
Итак, проблема различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки опытных данных. Его главная задача — фиксация фактов. Объяснение же, их интерпретация — дело теории.
Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д.
Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ, синтез и др. Но все же разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях познания, не случайна. Более того, именно проблема метода была исходной в процессе самого осознания особенностей теоретического знания. В XVII в., в эпоху рождения классического естествознания, Ф. Бэкон (1561—1626) и Р.Декарт (1596—1650) сформулировали две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционист-скую) и рационалистическую (дедукционистскую).
Под индукцией, как мы помним, принято понимать такой способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Проще говоря, это движение позна-
ния от частного к общему. Движение в противоположном направлении, от общего к частному, называется дедукцией.
Логика противостояния эмпиризма и рационализма по вопросу о ведущем методе получения нового знания в общем проста.
Ф. Бэкон |
С точки зрения эмпиризма, действительное и хоть сколько-нибудь практичное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основании наблюдений и экспериментов. А всякое наблюдение или эксперимент единичны. Поэтому единственно возможный путь познания природы — движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е. индукция. Другой же способ отыскания законов природы, когда сначала строят самые общие основания, а потом к ним приспосабливают и на их основе проверяют частные выводы, есть, по Ф. Бэкону, «матерь заблуждений и бедствие всех наук».
С точки зрения рационализма, до сих пор самыми надежными и успешными были математические науки. А таковыми они стали потому, что применяют самые эффективные и достоверные методы познания: интеллектуальную интуицию и дедукцию. Интуиция позволяет усмотреть в реальности такие простые и самоочевидные истины, что усомниться в них совершенно невозможно. Дедукция же обеспечивает выведение из этих простых истин более сложного знания. И если она проводится по строгим правилам, то всегда будет приводить только к истине, и никогда — к заблуждениям. Индуктивные же рассуждения, конечно, тоже бывают хороши, но они никак не могут приводить ко всеобщим суждениям, в которых выражаются законы.
Эти методологические программы ныне считаются устаревшими и неадекватными. Эмпиризм недостаточен потому, что индукция и в самом деле никогда не приведет к универсальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципиально невозможно охватить все бесконечное множество частных случаев, на основе которых делаются общие выводы. И ни одна крупная современная теория не построена путем прямого индуктивного обобщения. Рационализм же оказался исчерпанным, поскольку современная наука занялась такими областями реальности (в микро-и мегамире), в которых требуемая «самоочевидность» простых истин испарилась окончательно. Да и роль опытных методов познания оказалась здесь недооцененной.
Тем не менее эмпиризм и рационализм как методологические программы сыграли свою важную историческую роль. Во-первых, они стимулировали огромное множество конкретных научных исследований, а во-вторых — «высекли искру» некоторого понимания структуры научного познания. Выяснилось, что оно как бы «двухэтажно». И хотя занятый теорией «верхний этаж» вроде бы надстроен над «нижним» (эмпирией) и без последнего должен рассыпаться, но между ними почему-то нет прямой и удобной лестницы. Из «нижнего» этажа на «верхний» можно попасть только «скачком» в прямом и переносном смысле. При этом, как бы ни была важна база, основа (нижний эмпирический этаж нашего знания), решения, определяющие судьбу постройки, принимаются все-таки наверху, во владениях теории.
В наше время стандартная модель построения научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, первичное эмпирическое обобщение. И все бы хорошо, но, как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реальность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались наконец в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.
Обнаружить эту новую схему посредством наблюдения уже нельзя, ее нужно придумать, сотворить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше — позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, значит, родилась новая теория, найден теоретический закон.
Известно, например, что эволюционная теория английского естествоиспытателя Ч.Дарвина (1809—1882) долгое время находилась под угрозой краха из-за распространенных в XIX в. представлений о наследственности. Считалось, что передача наследственных признаков происходит по принципу «смешивания», т.е. родительские признаки переходят к потомству в некоем промежуточном варианте. Если скрестить, допустим, растения с белыми и красными цветками, то у полученного гибрида цветки должны быть розовыми. В большинстве случаев так оно и есть. Это обобщение установлено на основе множества совершенно достоверных эмпирических фактов.
Но из этого, между прочим, следовало, что все наследуемые признаки при скрещивании должны усредняться. Значит, любой, даже самый выгодный для организма признак, появившийся в результате мутации (внезапного изменения наследственных структур),
со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции. А это, в свою очередь, доказывало, что естественный отбор работать не должен! Британский инженер Ф. Дженкин (1833—1885) доказал это строго математически. Ч. Дарвину «кошмар Дженкина» отравлял жизнь с 1867 г., но убедительного ответа он так и не нашел. (Хотя ответ уже был найден. Дарвин просто не был знаком с трудами Менделя.)
Дело в том, что из стройного ряда эмпирических фактов, рисующих убедительную в целом картину усреднения наследуемых признаков, упорно выбивались не менее четко фиксируемые эмпирические факты иного порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или чисто красными цветками. Но при усредняющем наследовании признаков такого просто не может быть — смешав кофе с молоком, нельзя получить черную или белую жидкость! Обрати Ч. Дарвин внимание на это противоречие, наверняка он присовокупил бы себе и славу создателя генетики. Но не обратил. Как, впрочем, и большинство его современников, считавших данное противоречие несущественным. И зря.
Ведь такие «выпирающие» факты портили убедительность эмпирического правила промежуточного характера наследования признаков. Чтобы эти факты вписать в общую картину, нужна была какая-то иная схема механизма наследования. Она не обнаруживалась прямым индуктивным обобщением фактов, не давалась в непосредственном наблюдении. Ее нужно было «узреть умом», угадать, вообразить и, соответственно, сформулировать в виде теоретической гипотезы.
Данную задачу, как известно, блестяще решил Г. Мендель (1822— 1884). Суть предложенной им гипотезы можно выразить следующим образом: наследование носит не промежуточный, а дискретный характер. Наследуемые признаки передаются дискретными частицами (сегодня мы называем их генами). Поэтому при передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Эта гениально простая схема, развившаяся впоследствии в стройную теорию, объяснила разом все эмпирические факты. Наследование признаков идет в режиме расщепления, и поэтому возможно появление гибридов с «несмешивающимися» признаками. А наблюдаемое в большинстве случаев «смешивание» вызвано тем, что за наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество генов, что и «смазывает» менделевское расщепление. Принцип естественного отбора был спасен, «кошмар Дженкина» рассеялся.
Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение
отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что ббльшая часть современного научного знания построена именно этим способом.
2.3. Критерии и принципы научности
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории, как правило, сопровождается введением понятий, фиксирующих непосредственно не наблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть осуществлена в результате прямого наблюдения или эксперимента. Такой «отрыв» теории от непосредственно наблюдаемой реальности породил в XX в. немало дискуссий на тему о том, какое же знание можно и нужно признать научным, а какому в данном статусе следует отказать. Проблема заключалась в том, что относительная независимость теоретического знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных теоретических конструкций невольно создают иллюзию немыслимой легкости изобретения универсальных объяснительных схем и полной научной безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи. Заслуженный авторитет науки зачастую используется для придания большего веса откровениям всякого рода пророков, целителей, исследователей «астральных сущностей», следов внеземных пришельцев и т.п. Внешняя наукообразная форма и использование полунаучной терминологии создают впечатление причастности к достижениям большой науки и еще не познанным тайнам Вселенной одновременно.
Тем не менее критические замечания в адрес «нетрадиционных» воззрений преодолеваются нехитрым, но надежным способом: традиционная наука по природе своей консервативна и склонна устраивать гонения на все новое и необычное: и Джордано Бруно сожгли, и Менделя не поняли и т.д. Возникает вопрос: «Можно ли четко отграничить псевдонаучные идеи от собственно науки?»
Для этих целей разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов.
□ Принцип верификации
Принцип верификации гласит, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Если
же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого суждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Поскольку понятия развитой теории, как правило, не сводимы к данным опыта, то для них сделано послабление: возможна и косвенная верификация. Скажем, указать опытный аналог понятию «кварк» невозможно. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые можно зафиксировать опытным путем, экспериментально, и тем самым косвенно верифицировать саму теорию.
□ Принцип фальсификации
Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно ненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты она в состоянии истолковать в свою пользу. Таковы идеология, религия, астрология и т.п. В этих случаях полезно прибегнуть к еще одному принципу разграничения науки и ненауки, предложенному крупнейшим философом XX в. К. Поппе-ром (1902—1994), — принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или оп-ровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо.
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а может быть, и благодаря ей, данный принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы данный закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть, теорию должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого — непосильная для нас задача. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, «почить на лаврах». Критицизм является важнейшим источником развития науки и неотъемлемой чертой ее «имиджа».
□ критерии научности
При этом можно отметить, что сами работающие в науке ученые считают вопрос о разграничении научного и ненаучного знания не слишком сложным. Дело в том, что они интуитивно чувствуют подлинный и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалах и нормах выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, тем не менее во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформировавшегося еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан по сути своей на двух фундаментальных идеях:
1) природной упорядоченности, т.е. признании существования
универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;
2) формального доказательства как главного средства обосно
ванности знания.
В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
• универсальность, т.е. исключение любой конкретики — мес
та, времени, субъекта и т.п.;
• согласованность, или непротиворечивость, обеспечиваемая де
дуктивным способом развертывания системы знания;
• простота (хорошей считается та теория, которая объясняет
максимально широкий круг явлений, опираясь на минималь
ное количество научных принципов);
• объяснительный потенциал;
• наличие предсказательной силы.
Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и социокультурного контекста рождения той или иной теории.
2.4. Границы научного метода
Достижения научного метода огромны и неоспоримы. С его помощью человечество не без комфорта обустроилось на всей планете, поставило себе на службу энергию воды, пара, электричества, атома, начало осваивать околоземное космическое пространство. Если к тому же не забывать, что подавляющая часть научных достижений получена за последние полторы сотни лет, то эффект получается колоссальный — человечество самым очевидным образом ускоряет свое развитие с помощью науки. И это, возможно, только
начало! Если наука и дальше будет развиваться с таким ускорением, какие же удивительные перспективы ожидают человечество! Такие настроения владели цивилизованным миром в 1960—70-е гг. Однако ближе к концу XX в. столь блистательные перспективы несколько потускнели, восторженных ожиданий поубавилось и, кроме того, появилось некоторое разочарование: с обеспечением всеобщего благополучия наука явно не справлялась.
Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Оно начинает постепенно осознавать, что у научного метода есть свои издержки, область действия и границы применимости. Самой науке это стало ясно уже давно. В методологии науки вопрос о границах научного метода является дискуссионным по крайней мере со времен И. Канта (1724—1804). То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные преграды и границы, это естественно. На то и разрабатываются научные методы, чтобы их преодолевать. Но, к сожалению, некоторые из этих границ пришлось признать фундаментальными. Преодолеть их, вероятно, не удастся никогда.
□ ОПЫТ
Одну из таких границ очерчивает наш опыт. Как ни критикуй эмпиризм за неполноту или односторонность, исходная его посылка тем не менее верна: конечным источником любого человеческого знания является опыт (во всех возможных его формах). А опыт наш хоть и велик, но неизбежно ограничен, хотя бы временем существования человечества. Десятки тысяч лет общественно-исторической практики — это, конечно, немало, но что это по сравнению с вечностью? И можно ли закономерности, подтверждаемые лишь ограниченным человеческим опытом, распространять на всю безграничную Вселенную? Распространять-то, конечно, можно, вот только истинность конечных выводов в приложении к тому, что находится за пределами опыта, всегда останется не более чем вероятностной.
С противником эмпиризма — рационализмом, отстаивающим дедуктивную модель развертывания знания, положение не лучше. Ведь в этом случае все частные утверждения и теоретические законы выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом. Однако эти первичные постулаты и аксиомы, не выводимые и, следовательно, не доказуемые в рамках данной теории, всегда могут быть опровергнуты. Это относится и ко всем фундаментальным, т.е. наиболее общим, теориям. Таковы, в частности, постулаты бесконечности мира, его материальности, симметричности и т.д. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе бездоказательны. Они доказываются хотя бы тем, что все выводимые из них следствия не противоречат друг другу и реальности. Но ведь речь может идти только
об изученной нами реальности. За ее пределами истинность подобных постулатов из однозначной превращается опять-таки в вероятностную. Так что сами основания науки не имеют абсолютного характера и в принципе в любой момент могут быть поколеблены.
□ природа человека
Другой пограничный барьер на пути к всемогуществу науки возвела сама природа человека. Дело в том, что человек — существо макромира, т.е. мира предметов, сопоставимых по своим размерам с человеком. И средства, используемые учеными в научном поиске, — приборы, язык описания и пр. — того же масштаба. Когда же человек со своими макроприборами и макропредставлениями о реальности начинает осваивать микро- или мегамир, то неизбежно возникают сложности. Наши макропредставления не подходят к этим мирам, никаких прямых аналогов привычным нам вещам там нет, и потому сформировать макрообраз, полностью адекватный микромиру, невозможно в принципе! Для нас, к примеру, все электроны одинаковы, они неразличимы ни в каком эксперименте. Возможно, что это и не так, но чтобы научиться их различать, самому человеку надо стать размером с электрон. А это невозможно.
В итоге наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые, казалось бы, нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.
Что такое, например, «аромат» или «цвет» кварка? Совершенно определенные физические понятия? Это некие физические состояния субэлементарных частиц, которым соответствуют определенные математические параметры. Больше о них ничего сказать нельзя. Реальность сузилась до математических формул. И дело не только в том, что это не слишком удобно: представьте себе, что фразу «солнце всходит и заходит» пришлось бы передавать окружающим с помощью системы ньютоновских уравнений. Сложность ситуации в том, что сами логика и математика родом из привычного нам макромира. На тех «этажах» реальности, до которых сумел добраться ученый мир, они работают. А вот сработают ли на следующих — не факт.
Следующую пограничную полосу наука соорудила себе сама. Мы привыкли к выражениям типа: «наука расширяет горизонты». Это, конечно, верно. Но не менее верно и обратное утверждение: наука не только расширяет, но и значительно сужает горизонты человеческого воображения. Любая теория, разрешая одни явления, как правило, запрещает другие. Классическая термодинамика запретила вечный двигатель, теория относительности наложила строжайший запрет на превышение скорости света, генетика не разре-
шает наследование приобретенных признаков и т.п. К. Поппер даже отважился на утверждение: «Чем больше теория запрещает, тем она лучше!»
Открывая человеку большие возможности, наука одновременно проявляет и области невозможного. И чем более развита наука, тем больше «площадь» этих запрещенных областей. Наука — не волшебница. И хотя мечтать, как говорится, не вредно, делать это рекомендуется исключительно в разрешенных наукой направлениях.
□ Инструментальная природа научного метода
И наконец, еще одно из значимых ограничений потенциала научного метода связано с его инструментальной по сути природой. Научный метод — инструмент в руках человека, обладающего свободой воли. Он может подсказать человеку, как добиться того или иного результата, но он ничего не может сказать о том, что именно нужно человеку делать. Человечество за два последних столетия настолько укрепилось в своем доверии к науке, что стало ожидать от нее рекомендаций на все случаи жизни. И во многом подобные ожидания оправдываются. Наука может существенно повысить комфортность существования человека, избавить его от голода, многих болезней, даже клонировать человека уже почти готова. Она знает или будет знать, как это сделать. А вот во имя чего все это надо делать, что в конечном счете человек хочет утвердить на Земле, — данные вопросы лежат вне компетенции науки. Наука — рассказ о том, что в нашем мире есть и что в принципе может быть. А вот о том, что «должно быть» в социальном мире, она молчит. Это предмет выбора человека, который он должен сделать сам. «Научных рекомендаций» здесь нет и быть не может.
Итак, наука, научный метод — вещи, безусловно, полезные и необходимые, но, к сожалению, не всемогущие. Точные границы научного метода пока еще размыты, неопределенны. Но то, что они есть, несомненно. Это не трагедия и не повод лишать науку доверия. Это всего лишь признание факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.
5. Почему стандартная модель построения современного науч
ного знания называется гипотетико-дедуктивной?
6. Каковы современные критерии и нормы научности?
7. Каковы критерии различения эмпирического и теоретическо
го уровней научного познания? Какую роль играет каждый из
этих уровней в научном познании?
8. В чем суть принципа фальсификации? Как он работает?
9. Каковы границы действенности научного метода? Чем они
определяются?
Библиографический список
1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции
науки. — М.: Логос, 2000.
2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Осно
вы философии науки. — Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
3. Основы философии науки /Под ред. С.А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2005.
4. Наука: возможности и границы. — М.: Наука, 2003.
5. Рузавин Т.Е. Методология научного познания. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.
7. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое научный метод?
2. Каковы основные общенаучные методы познания?
3. Каковы особенности наблюдения и измерения в квантовой
физике?
4. Чем индукция отличается от дедукции?
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1893;