Правовое учение Г. - Ф.Пухты
Последователем Савиньи был его ученик Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846). В своих произведениях “Обычное право” и “Курс институций” он сформулировал и обосновал следующие выводы:
1) Принцип историзма в юриспруденции призван преодолеть философско – просветительское и естественно – правовое понимание права, заменив его следованием “народному духу” и изучением особенностей правосознания конкретного народа;
2) Право является ответвлением жизни народа, и отражает характер его культуры на разных этапах его развития;
3) В конкретном смысле, историчность права означает:
а) органическую связь права с народной жизнью;
б) органический и поступательный характер развития самого права;
4) Каждое правовое установление имеет свое время, и его не следует произвольно и искусственно заменять другими законами;
5) Право живет отдельной и автономной от законодателя жизнью, и не выражается только в законах.
Значение исторической школы права в истории политико – правовой мысли неоднозначно. Выведение правовых норм из мистического «народного духа» и недопущение рациональной правовой реформы предопределяют их ограниченность, но в то же время критика умозрительных подходов теоретиков естественного права и их убежденности в неизменности правовых норм, а также следование принципу эволюционно - исторического развития права (т.е. непрерывности правового поля) имеют вполне конструктивный и позитивный характер. Достижением исторической школы права является и попытка ее представителей обнаружить закономерности в истории права, рассмотреть ее как объективный процесс, не всегда зависящий от законодателя, а также вполне справедливое утверждение, что право создается не кабинетным путем, а объективным процессом жизни общества.
Глава 29. Политико-правовые учения в США в 18 – 19 вв.
Новое демократическое общество, вызванное к жизни философией Просвещения и эпохой буржуазных революций, сложилось не в Европе, где было сложно устранить укрепившиеся сословные различия и подчиненность рабочих классов, а в Америке – т.е. стране, которая не имела истории где люди начинали строить свою жизнь заново. Англичане позже других европейских наций обратились к колонизации Нового Света, однако превзошли в ней всех остальных европейцев. Они не искали в колонизируемых странах, подобно испанцам, золотых и серебряных рудников или, как португальцы и голландцы, рынков для покупки и сбыта в Европу редких и ценных товаров; из Англии отправлялись не завоеватели и не коммерческие предприниматели. Английские колонисты прежде всего искали свободные земли для обработки. Благоприятный климат, огромный массив плодородных и незаселенных земель, мощные реки, обилие полезных ископаемых естественно привлекали в Америку все новых и новых переселенцев.
11 ноября 1620 г. британский корабль «Мэйфлауэр», вышедший из Плимута, подошел к мысу Код в Новой Англии. На борту корабля Атлантику пересекли 102 пассажира («отцы – пилигримы», как называют их сейчас американцы), которые основали колонию, положившую начало будущим Соединенным Штатам.
В социально – политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода, которые в известной мере разграничивают и ход идейной полемики по вопросам права, общественного и политического устройства. Первый период приходится на начало 17 в. и простирается до середины 18 в., а второй охватывает период войны за независимость, выработки конституции и первых шагов по воплощению ее в жизни независимого государства (первая половина 18 в.).
Колонизация Северной Америки англичанами осуществлялась в обстановке военного соперничества с Голландией, Францией и отчасти с Испанией. Она сопровождалась самоотверженной борьбой с голодом и болезнями, а также неудавшейся попыткой обратить в рабство индейцев (которые были вскоре заменены в этом качестве завезенными из Африки неграми). В числе первых переселенцев наряду с крестьянской и ремесленной беднотой находились предприимчивые торговцы и предприниматели – авантюристы, мечтавшие найти новые источники дохода в виде месторождений или скоплений золота, как это было у испанцев. При всем несовпадении интересов и статуса колонистов – поселенцев их во многом объединяло желание обрести здесь «землю обетованную», т.е. такое место, где можно было бы жить в соответствии с заповедями первых христиане – иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т.д. Протестанты – переселенцы считали себя законными наследниками того Завета, договора, который, согласно библейской истории, был заключен праотцем Авраама с Богом еще задолго до Рождества Христова. В соответствии с таким воззрением Америка – завершающее звено в длинной цепи государств, цепи поколений, восходящих к Аврааму, и является современным Новым Израилем, населенным «избранным народом».
Особенности социально - политического развития Америки в ранний период ее истории таковы:
1) Отсутствие сословных перегородок и различий между переселенцами – что предопределило склонность Америки к политической демократии;
2) Строительство государства «снизу», а не «сверху» - что закрепило американские традиции федерализма;
3) Значительное влияние протестантских церквей и сект на политическое и правовое мировоззрение переселенцев;
4) Свойственное всем американцам стремление к свободе и неприятие какого – либо гнета и принуждения извне.
Последняя закономерность подтверждается многочисленными примерами из американской истории. Когда во время первой английской революции Долгий парламент, расположенный к пуританам, пытался определить строй колонистов Новой Англии, законодательное собрание Массачусетса, собравшись в Бостоне, так сформулировало свой протест: “Приказ, присланный из Англии, противоречит нашим правам, обеспеченным Хартией, так же, как и нашему благосостоянию в этом отдаленном краю света… Англия предоставила нашим отцам свободу, которой они пользовались, несмотря на вражду прелатов и других могущественных противников, и теперь нам терять ее, когда сама Англия отвоевала себе вольности! … Ваши решения, как бы вы не превосходили мудростью нас, бедных, выросших в дикости мужиков, не применимы и не пригодны здесь”. Представитель колоний, приехавший в Лондон, высказал определенный принцип, который в Англии не могли отвергнуть: колонисты будут оскорблены в своих гражданских правах, если парламент, в котором они представлены, вздумает давать им законы. Во всех заявлениях колонистов говорилось, что их нерушимое право состоит в управлении при посредстве людей, избранных самим населением и при посредстве самостоятельно выработанных законов.
Крупнейшие представители американской политико – правовой мысли указанного периода – Б.Франклин, Т.Джефферсон и А.Гамильтон. Двое последних, наряду с Д.Адамсом и Дж.Мэдисоном, были в числе авторов документов, определивших суверенность бывших английских колониальных провинций - Декларации независимости (1776 г.) и Конституции США (1787 г.). И не случайно, что практически все они заняли ключевые посты в новой федерации: Д.Адамс, Т.Джефферсон и Д.Мэдисон – стали президентами США, А.Гамильтон – министром финансов при первом президенте страны Дж.Вашингтоне.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1879;