Политико-правовое учение Б. Франклина
Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – выдающийся американский политический деятель, мыслитель и ученый, один из “отцов – основателей” США. Он родился в Бостоне в семье хозяина мастерской по изготовлению свечей и варке мыла. Учился в грамматической школе, был помощником у отца в мастерской и у брата в типографии. Далее работает в типографиях Лондона, а в 1728 г. становится владельцем собственной типографии. В 1732 г. начинает издавать знаменитый позже “Альманах бедного Ричарда”. 1744 г. – учреждает Американское философское общество (с 1769 г. – его президент). 1749 – участвует в открытии Пенсильванского университета.
Всемирно известным Франклин стал благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. За свою карьеру он занимал много важных постов – был членом выборных собраний в Пенсильвании, дипломатом в Лондоне и Париже, и, наконец, президентом Пенсильвании. По своим политическим убеждениям Франклин – республиканец, что вполне естественно сблизило его со сторонниками независимости колоний. Так, еще в 1754 г. он выступил с идеей создания военно – политического союза колоний в целях противодействия французским войскам и поддерживающим их индейским племенам. Но этому плану помешали разобщенность колоний и то обстоятельство, что каждая из них была сильнее привязана к Англии и непосредственной воле короны, нежели друг к другу.
В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами). Идеи самоуправления штатов были подхвачены в последующие годы, особенно после “бостонского чаепития”, авторами политических памфлетов радикальной ориентации. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. Так, он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости 1776 г. и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте.
Енее значимо наследие Франклина как мыслителя. В глазах соотечественников мыслитель до сих пор выглядит одним из великих умов своего времени и всей американской истории. Некоторые исследователи считают его родоначальником характерного утилитаризма – более раннего, чем у Бентама, и более гибкого, чем у Гельвеция. Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие греко – римской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, который нуждался в том числе и в философском обосновании. Уместно также вспомнить, что именно Франклин стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки как его важнейшего инструмента.
По своим политическим воззрениям Франклин – умеренный либеральный прогрессист с некоторыми элементами консерватизма. Основные моменты его политико – правового учения таковы:
1) Соединенные Штаты должны стать самоуправляющейся территорией, независимой от власти метрополии (Англии);
2) Они должны разиваться гармонично и представлять собой “страну труда”, в которой не будет резкого различия между бедными и богатыми, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди будут жить в “счастливой умеренности” и следовать простым “республиканским нравам”;
3) Основными факторами процветания США должны стать рост населения, территории, развитие наук (и прежде всего политической науки);
4) Революция не может быть наилучшим сценарием развития общества, поскольку “огонь свободы может не только очищать, но и нарушать”;
5) Поэтому наилучшим путем развития для любого общества являются эволюция и реформы.
Таким образом, Франклин – не только один из творцов американской политической и правовой системы, но также их крупнейший идеолог (как и предтеча современной идеологии американского общества и государства). Это обеспечило ему не только признание соотечественников, но и всемирную славу.
Характерно, что слава Франклина на редкость быстро пришла в Россию. Им восхищались его современники – М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев и декабристы. Притчи и афоризмы Франклина на социально – политические темы, обличавшие расточительную праздность феодальной знати и превозносившие добродетели трудолюбивого мелкого собственника, были переведены в России в 1784 г. и изданы под названием “Учение добродушного Рихарда”. А.С.Пушкин в заметке о Радищеве (1834 г.) вспоминает слова Екатерины Второй в его адрес: “…он хуже Пугачева; он хвалит Франклина”. Декабрист В.Д.Раевский в работе “О политике”, рассуждая о том, кого следует считать революционерами, замечает: не Бонапарта (он только пользовался революцией “для своего властолюбия”), а Вашингтона и Франклина, которые были “освободителями от рабства”.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1478;