Глава 5. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекого общества
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (5 – 16 в.). Экономический строй, взаимоотношения основных классов, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию и социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского Средневековья.
Характер средневековых политико-правовых учений во многом определяется (тесно связан) с характером средневековой философии и мировоззрением человека этой эпохи.
Основные его черты: 1) Теоцентризм – высшим началом Космоса, природы и социального порядка является Бог; 2) Креационизм – рассмотрение сего существующего как сотворенного Богом; 3) Сотериологизм – ориентация всего познания на поиски путей спасения души человека; 4) Детерминизм – признание предопределенности судьбы и путей развития мира Богом; 5) Библиоцентризм – ориентация на Библию как истину в последней инстанции (причем одновременно истину моральную, политическую и правовую); 6) Иерархичность – рассмотрение космического, природного и социального мира как имеющего определенную вертикальную структуру; 7) Корпоративизм – отдельный человек рассматривается не как обособленный и самостоятельный индивид, но прежде всего как член определенной корпорации (сообщества).
При этом полтические и правовые учения средневековой эпохи постоянно изменялись под влиянием происходящих изменений в социально – экономических и социально – политических отношениях. При этом эволюция средневековых политических и правовых учений распадается на три основных этапа:
1) Первый – раннефеодальный (конец 5 – середина 11 в.), когда феодализм еще только консолидируется и упрочивается как общественно – экономическая формация. В рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований;
2) Второй этап – период полноценного (классического) развития феодального строя, фаза его расцвета (середина 11 – конец 15 в.). Для него типичны централизованные сословно – представительные монархии;
3) Третий – т.н. позднее средневековье (конец 15 – начало 18 в.) – полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений. Государственность на этом этапе принимает форму абсолютной монархии.
Все вышеперечисленные факторы и предопределили характерные особенности средневековой политической мысли. Они таковы:
1) Значительное (подчас определяющее) влияние на нее христианской религии и римско-католической церкви – т.е. религия выступала как ядро мировоззрения и основа культуры;
2) Политика и юриспруденция выступали при этом в качестве прикладных отраслей богословия;
3) Большое влияние на характер формирующихся политико-правовых доктрин оказывала борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе – т.е. возникал вопрос о необходимости обосновать приоритет духовной либо светской власти;
Для обоснования своих притязаний католическая церковь использовала т.н. доктрину «двух мечей» - один меч (средство воплощения в обществе начал порядка: власть, право, сила, и т.д.) церковь оставила в своих ножнах, а другой вручила государям для вершения земных дел. Поэтому государственная власть – это продолжение власти церковной, а христианские государи – проводники воли церкви.
4) Аппеляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты в политико-правовых вопросах, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, стремление обеспечить последовательность, непротиворечивость и ясность своих выводов с помощью формальной логики, использование насыщенного богословской терминологией языка;
5)Заимствование средневековой политико-правой мыслью многих идей античного наследия (представление о государстве как об организме, выделение правильных и неправильных государственных форм и рассмотрение их кругооборота, представление об естественном праве как совокупности естественно вытекающих из человеческой природы норм.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2122;