Глава 8. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского
Помимо социально – экономических проблем, порождавших ереси в 11 – 13 вв. в Западной Европе одновременно протекал процесс развития производительных сил (имел место т.н. «ранний генезис каптализма», аннигилированный «вторым изданием крепостничества» в Европе). При этом значительно оживилась торговля, активно развивались города и ремесла, ускорилось формирование внутренних рынков в странах региона и межгосударственная кооперация. Параллельно формировалась новый социальный слой, новая группа интересов, которую составили зажиточные слои бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, владельцы мастерских, владельцы цеховых корпораций, самостоятельные ремесленники и проч. Это был тот социальный слой, который особенно нуждался в устранении любых междоусобиц, в соблюдении законов и твердом централизованном управлении, могущем гарантировать их от прихотей и своеволия отдельных феодалов. Удовлетворить их запросы могла сильная королевская власть, к которой все эти социальные группы и тяготели. Поэтому вполне естественным было возникновение политико-правового учения, выражавшего их интересы. Его автором стал итальянский правовед и политик Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок.1343 гг.) С 1312 был ректором Парижского университета, с 1316 – священник в Падуе; в 1324 г. отлучен от церкви. Участвовал в итальянском походе императора Людовика Баварского, который сделал его викарием Рима; затем жил в Германии, где и умер. Как мыслитель, испытывал влияние Аристотеля, Фомы Аквинского и Августина, а также библейских текстов. Основные принципы этого учения он сформулировал в своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324), состоящем из трех трактатов: 1 – ый содержит светскую теорию государства, 2 – ой – взгляды автора на сущность и положение церкви, 3 – ий – общие выводы. Основные теоретические положения этого фундаментального труда таковы:
1) Церковь, активно вмешиваясь в борьбе за власть и общественную жизнь, является причиной всех несчастий мира. Поэтому она должна быть отделена от государства, подчинена светской политической власти и заниматься исключительно вопросами духовной жизни людей;
2) Государство – светский институт, возникший в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития (семьи постепенно соединялись в роды, роды – в племена, племена – в города, а те на завершающей стадии образовали государство), и базирующийся на всеобщем согласии населяющих его и преследующих общее благо людей;
3) Главная цель политической науки – рациональный анализ путей возникновения политических и правовых явлений;
4) Человек как разумное и склонное к ассоциации с себе подобными существо способен создать совершенное государственное устройство;
5) Настоящим и единственным источником всякой власти (как светской, так и духовной), носителем суверенитета и верховным законодателем может быть только народ (граждане) – в число которых не входят дети, женщины и иностранцы ;
6) Все граждане делятся при этом на две части: высшую (pars valentor), к которой относятся военные, священники и чиновники, служащие общему благу, и низшую (vulgus), которую составляют торговцы, земледельцы и ремесленники, заботящиеся только о своих частных интересах;
7) Государственная власть действует посредством издания законов, которые представляют собой веления, подкрепленные угрозой наказания или обещанием награды в этой жизни;
8) Назначение законов – урегулирование отношений в государстве (оно есть «универсальный судья человеческой справедливости и общей пользы»);
9) Право издавать юридические законы имеет только народ (legislator humana) – конкретно это означает, что законодательствовать должны лучшие люди, выбираемые народом;
10) При этом люди, осуществляющие власть, непременно должны быть связаны издаваемыми ими законами;
11) Необходимо четкое различение исполнительной и законодательной властями государства – для этого законодательная власть должна определять компетенцию и порядок организации (устройство) исполнительной власти;
12) При этом исполнительные функции могут быть вверены одному, нескольким или всем людям, определяя форму правления (монархия, аристократия, полития) – однако с точки зрения целостности государства лучше, когда правит один человек. Нужно помнить, что Марсилий жил в период становления национальных монархий, и в своем втором трактате отождествил монарха с законодателем;
13) Ключевым принципом организации власти, конституирования учреждений и подбора высших лиц государства должен быть принцип выборности. Поэтому избираемая монархия предпочтительнее монархии наследственной.
Значение идей Марсилия Падуанского для будущего развития политико – правовой мысли эпохи Возрождения и Нового времени просто огромно. Многие ключевые для этой эпохи политические и правовые идеи были сформулированы в его «Защитнике мира»: самостоятельность государства от церкви в решении публичных вопросов (секуляризм или лаицизм), положение о народе – суверене как о высшем источнике всякой власти, о разделении исполнительной и законодательной властей, об обязательности закона для всех людей в государстве (в том числе и для правителей) и многое другое.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1421;