Глава 6. Учение о политике и праве Фомы Аквинского
Определенной вершиной средневековой политико-правовой мысли стало творчество доминиканского монаха и ученого богослова, одного из выдающихся представителей схоластики Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он родился на Сицилии в замке Секка под Неаполем, близ города Аквино. Аквинат принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником знаменитого своими военными походами германского императора Фридриха Барбароссы. Образование получил в доминиканском монастыре и Неаполитанском университете. Затем преподавал теологию в Париже, Риме, Неаполе и Кельне. Фома выступил одним из наиболее выдающихся систематизаторов средневекового богословия. При жизни получил неофициальные титулы «доктор универсалис» за обширные познания и «доктор ангеликус» – за верность католической церкви. После его смерти был причислен к лику святых, а в 1879 г. решением папы Льва 13 - го его учение было признано официальной доктриной римско-католической церкви. Главная черта творчества Фомы заключается в том, что он всегда следовал здравому смыслу и широко использовал античное наследие. Помимо богословских проблем, вопросов о государстве, законе и праве Фома Аквинский касается в своем знаменитом труде «Сумма теологии» (1266 – 1274 гг.), в сочинении «О правлении властителей» (1265 – 1266) ряде других.
Главной целью этих и других сочинений Фомы Аквинского было приспособление взглядов Аристотеля к догматам католической церкви. Свою доктрину государства он преимущественно разрабатывал на основе «Политики» Аристотеля. Основные моменты его политико-правового учения таковы:
1) Человек по своей природе есть «животное общественное и политическое» - т.е. в людях изначально заложена потребность объединиться и жить в государстве, так как удовлетворить свои потребности в одиночку индивид не может;
2) Процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом, а государство является частью земного порядка, управителем которого является Бог – поэтому, прежде чем приступать к руководству государством, необходимо внести порядок в его учреждения;
3) Цель любой государственности – «общее благо», создание условий для достойной и разумной жизни, полноценного развития человека. Для этого, по Аквинату, необходимо сохранение неравенства и существующей феодальной иерархии, привилегированного положения состоятельных людей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, всеобщее повиновение высшим сословиям;
4) Любая “политическая общность” (т.е. государство) образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников (т.е. Аквинат воспроизводит здесь обычные для Средневековья представления о разделении труда и социальной стратификации). Для нормального развития государство должно опираться на определенное число физически крепких, мужественных и интеллектуально развитых людей;
5) Любая государственная власть подразделяется на три основных элемента: 1) сущность; 2) форму (происхождение); 3) использование (т.е. механизм).
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором высшие слои общества управляют низшими. Данный порядок заведен Богом и по сути своей представляет божественное, благое установление. При этом конкретные способы происхождения (точнее, завоевания) власти, те или иные формы ее устройства могут оказаться несовершенными и несправедливыми. Использование власти может привести к злоупотреблению ею со стороны правителей, когла последние властвуют с помощью неправедных средств, безбожно и несправедливо. Таким образом, если первый элемент власти (сущность) безупречен, то второй и третий подвержены искажению. Это может произойти в том случае, если правитель уклоняется от наставлений римско – католической церкви;
6) В зависимости от характера власти выделял 3 правильных формы правления (монархия, аристократия и полития), и 3 отклоняющихся (тирания, олигархия и демагогия (демократия) – отмечал преимущество смешанной формы правления, однако процветание общества считал возможным лишь при монархии;
7) Наилучшей формой правления является смешанная (где монарх олицетворяет единство, аристократия – влияние заслуг, а участие во власти подданых – гарантию мира и согласия). При этом процветание общества возможно лишь при анархии;
8) Правителя – тирана, который творит произвол и правит вопреки божественным установлениям, народ имеет право свергнуть. Однако окончательное решение о возможности его насильственного отстранения от власти может принимать только церковь;
9) Все формы существовавшие в истории формы правления несовершенны (хотя известное предпочтение Фома отдает прямой демократии), и поэтому следует пытаться создать «смешанное правление», сочетающее в себе черты демократии, аристократии и монархии. Имеено такой режим и призван утвердить в обществе «распределительную справедливость» (т.е. выдвинуть сильных и способных в руководство государства).
В русле официальной доктрины церкви выражены представления Фомы Аквината о сущности закона и права:
1) В основе любого закона лежит христианское представление о долге по отношению к ближним, церкви и государственным властям, который заповедал человеку Бог, а также правда и справедливость (справедивость по Аквинату – стремление воздавать каждому свое);
2) Все законы связаны между собой отношениями субординации. В основе «пирамиды законов» лежит вечный закон (lex aeterna), управляющий Вселенной, от которого производны все другие виды законов; Он является высшим, поскольку без опоры на него невозможно окончательно истребить зло, а люди из – за несовершенства человеческого разума не смогут прийти к единому представлению о правде;
3) Производным от божественного закона является естественный закон (lex naturalis), который не является действительным без соответствия божественному закону, не будучи установленным властной инстанцией и обнародованным («Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе»). Он предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать божественную истину и уважать других людей;
4)Конкретизацией (конкретным воплощением) естественного закона служит человеческий (позитивный) закон (lex humana). Его предназначание – силой и страхом принуждать людей (которые по природе своей несовершенны) избегать зла и достигать добродетели, упорядочивать жизнь общества; При этом в отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон изменяет свое содержание в зависимости от кокретной страны и периода времени. В то же время общее в законодательстве различных стран образует т.н. «право народов» (ius gentium);
5) Законодательство отдельных (феодальных) государств надлежит соблюдать столь же неукоснительно, как и предписания божественного разума.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2223;