Тема 3. Становление и развитие социологии права

Юридическая наука (правоведение, юриспруденция – от лат. jurisprudentia) в отличие от социологии исторически является одной из старейших общественных наук, поскольку уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы правоведения, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху.

Становление социологии права как науки, как правило, связывают с тремя именами: французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), который разработал идею аномии и создал социологию уголовного права, австрийским юристом Евгением Эрлихом (1862-1922), который ввел понятия «мертвый закон» и «живое право», ставшие визитной карточкой социологии права, и немецким социологом, философом и историком Максом Вебером (1864-1920), рассматривавшим государство как отношение господства, опирающееся на легитимное насилие, а право – как внешнюю силу, гарантирующую легитимный порядок.

Следует сказать, что предыстория социологии права исчисляется многими веками, начиная со времен Платона и Аристотеля, когда ее идеи и принципы складывались и существовали внутри социально-философских и правоведческих теорий. В эпоху Средневековья правопонимание формировалось на основании теократической концепции Аврелия Августина и иерархической системы права Фомы Аквинского, т.е. в это время европейская юриспруденция находилась в условиях господства теологии. Политический реализм Н. Макиавелли, суверенный характер государственной власти Ж. Бодена, утопические учения Т. Мора и Т. Кампанелла характеризуют политико-правовые концепции эпохи Возрождения. Становление и развитие идеи гражданского общества и правового государства в Новое время нашли отражение в естественно-правовой и договорной теории Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Большую роль в формировании социологии права сыграла теория множественности факторов, определяющих возникновение и развитие права, Ш.Л. Монтескье.

Позитивистское понимание методологии социологии состоит в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах. Наиболее значительный вклад в развитие позитивистской методологии внесли О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Основу марксистского понимания методологии социологии и соответственно социологии права составляет взгляд на человеческое общество с позиций материалистической диалектики и материалистического понимания истории. Заслуга Маркса состоит в том, что он соединил материализм и диалектику и распространил этот подход на познание человеческого общества. В основе марксистского понимания методологии и социологии права лежит экономический детерминизм.

Согласно методологии «понимающей социологии» М. Вебера, цель исследования общественных явлений состоит в их понимании. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем самым объяснять отдельные события, то социология должна понимать поведение индивидов, смысл их действий. Таким образом, в основе методологии социологии и социологии права лежит не объяснение, как в естественных науках, а интерпретация и толкование смысла социального действия.

Структурно-функциональное понимание социологии и социологии права базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию. Суть функционального подхода заключается в том, чтобы установить, какую роль играет часть в жизнеобеспечении целого (Р. Мертон).

Влияние социологии на формирование социологического подхода к изучению как права, так и других сфер социальной жизни (экономики, политики и т.д.) происходило не только на сугубо теоретическом уровне, но и в значительной мере шло по линии развития эмпирических социологических исследований. Но поскольку право, являясь наиболее важным социальным регулятором общественных отношений, должно было с позиций утвердившейся социологии «установить законы развития общественной жизни, открыть повторяемость в известных условиях известных условий права и причинную связь этих явлений в их отношениях к друг другу и к явлениям окружающей среды» (Г.Ф. Шершеневич), поэтому не случайно именно юристы (и в первую очередь представители уголовного права – это относится к социальным законам и «таблицам преступности» А. Кетле, а также работам Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Г. Тарда) значительно раньше пришли к выводам о том, что состояние правовых явлений зависит не только от характера и качества соответствующих сугубо правовых средств, но и множества таких факторов неюридического характера, как социально-экономические условия жизни людей, природно-климатические условия, международная обстановка и т.д.

Вместе с тем, говоря о роли философии позитивизма, социологии, эмпирических исследований в развитии социологического подхода к праву и в последующем формировании на этой основе социологии права как самостоятельной юридической дисциплины, прежде всего, следует помнить о значении работ по теории права таких выдающихся представителей социологического направления конца XIX – начала XX вв., как Р. Иеринг (1818-1892) (понимание права как юридически защищенного практического интереса), К. Маркс (1818-1883) (трактовка права как орудия классового господства), Л. Гумплович (1838-1909) (концепция права как средства естественно выросшей в результате насилия организации господства), Г. Тард (1843-1904) (рассмотрение правообразования как результата психологических механизмов подражания), С.А. Муромцев (1850-1910) (определение права как совокупности юридических отношений или правового порядка), Н.М. Коркунов (1853-1904) (оценка правовых норм как разграничителей интересов) и др.

Возникновение отрасли знаний, исследующей функционирование права, правовых институтов в контексте общественной системы, попытки выявления закономерностей взаимодействия социума с правом, как одной из своих подсистем было обусловлено сформировавшейся во второй половине XIX в. социоцентричной позитивной социологией. На основе позитивистской концепции познания сложилось такое направление в праве, как социологический позитивизм, логика исследования которого предполагает подчиненность принципу социального детерминизма и который стал предшественником социологии права.

Социологический позитивизм в праве нашел отражение в конце XIX – начале XX вв. в России. Социологическая трактовка права характерна для работ Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского и др. Концепцию интуитивного права, где право рассматривается как продукт человеческой психики и обусловлено социокультурной средой, разработал Л.И. Петражицкий, социальные аспекты преступления и наказания были исследованы П. Сорокиным. Теория факторов преступности анализировалась в работах М.Н. Духовского, Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фойницкого, Е.Н. Тарновского, С.К. Гогеля, М.Н. Гернета. Значителен вклад в развитие социологии права Ж. Гурвича, Н.С. Тимашева и других представителей России.

Социологический характер правоведения был характерен и в первые годы советской власти, поскольку марксистский подход к обществу, праву и государству изначально социологичен (например, концепция права как системы общественных отношений П.И. Стучки, рассмотрение права как формы «специфического социального отношения» Е. Б. Пашуканисом). К сожалению, в последующие десятилетия в правопонимании установилось господство этатического позитивизма и нормативизма.

В середине и конце XX в. социологическая концепция правопонимания наиболее интенсивно разрабатывалась такими научными школами, как социолого-институциональной, прагматической, реалистической, а также эмпирической (прикладная социология права), ориентированной на проведение конкретных социально-правовых исследований.

Наибольшее распространение социология права получила в США, так как удельный вес социологических школ в американской теоретико-правовой мысли значительно превышает позитивистское и естественно-правовое направления. Специфика американской социологии права обусловлена философией прагматизма, которая играла и играет главенствующую роль в американском обществе, и гибким судебным прецедентом, который является основным источником права. Представители «инструментального подхода» (Р. Паунд, Н. Смелзер, О. Холмс) оценивали право через критерии эмпирического опыта и усмотрения судьи, поэтому правосознание в их понимании основывается не на строгом соблюдении буквы закона, а на выяснении целесообразности применения данного закона. Представители правового реализма в социологии права (К. Ллевеллин, Дж. Френк, Д. Бингам, Т. Арнольд), опираясь на методы психологии и социологии, подменяют юридические категории и правовые нормы фактическими ситуациями в поле зрения суда и административного процесса, поэтому резко отрицательно относятся к стабильности права и законодательства и считают, что право находится в постоянном развитии, движении и создается судом.

Современные учения о социологии права характеризуются теориями сущностного перехода от социологической юриспруденции к социологии права как отрасли социологии (Ж. Карбонье, Р. Пенто, М. Гравитц, Р. Тревес). Нередко право рассматривается как правительственный социальный контроль (Д. Блэк) или как правовая система (Л. Фридмэн). Право как универсальное средство социальной коммуникации и как открытая информационная подсистема общества, самоорганизующаяся и самовозобновляющаяся характерна для концепции Н. Лумана. Таким образом, современные социологические концепции правопонимания характеризуются наличием множества школ и направлений.

В силу изменений, произошедших после распада СССР, социология права в постсоветских государствах находится на этапе своего становления и основная деятельность в области юридической социологии направлена в основном на обеспечение учебного курса. Так, учебники и учебные пособия по социологии права издавались такими учеными, как В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук, Ю.И. Гревцов, В.М. Сырых, В.В. Лапаева, В.В. Касьянов и В.Н. Нечипуренко, В.Д. Перевалов, О.В. Степанов и некоторыми другими. Среди белорусских авторов следует назвать А.А. Соколову, И.К. Галко и С.Ф. Сокола, О.Н. Шупицкую, Е.И. Усову, А.А. Шафалович, В.О. Беспалого, С.В. Лапину и И.А. Лапину.

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3913;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.