Тема 6. Правовое и противоправное поведение личности
Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда оно непосредственно или опосредованно включено в общение с другими людьми, так или иначе затрагивает их интересы, находится в связи с их действиями и поступками, направлено на те или иные социальные институты, организации, общности.
В социологическом понимании правовое поведение обладает следующими признаками: 1) социальной значимостью; 2) подконтрольностью воле и сознанию индивида; 3) четкой регламентацией права; 4) подконтрольностью государству в лице его госорганов; 5) способностью повлечь юридические последствия.
Принак социальной значимости поведения указывает на то, что оно способно повлиять на развитие экономических, политических, социальных и иных отношений. Он выделяет правовое поведение среди массы других видов поведения, важных для личности, но не для общества. Способность повлечь правовые последствия, с точки зрения социологии права, выступает вторичным признаком, поскольку иногда юридические последствия наступают и в результате явлений, событий, которые не являются правовым поведением (например, в силу несчастного случая – казуса). Очевидно, что не всякое поведение обладает сразу всеми указанными признаками. Поэтому в социологии права есть и другая категория – «юридически значимое поведение» - использующаяся для обозначения неудовлетворяющего одному или нескольким признакам правового поведения (например, действия невменяемого лица или лица, не достигшего определенного возраста, могут быть юридическими фактами, но, не будучи правовым поведением, юридической ответственности не влекут).
Таким образом, правовое поведение – это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук).
Действия (бездействия) человека в сфере, регулируемой право, делят на правомерные и неправомерные (противоправные). Правомерное поведение подразделяется: а) объективно-правомерное поведение, когда личность соблюдает правовые нормы при достижении собственных целей в силу внутреннего убеждения; б) ситуационно-правомерное, когда поведение личности соответствует принятым нормам в конкретной жизненной ситуации, но внутренние убеждения отсутствуют; в) законопослушное поведение, когда интересы и цели личности не вполне совпадают, расходятся с правовыми нормами, но тем не менее человек им подчиняется (например, маргинальное, конформистское поведение). Неправомерное поведение может быть: а) внутренне-обусловленным, когда личность совершает правонарушение, осознавая, что нарушает интересы общества или права третьих лиц, не выполняет свои обязанности, вытекающие из соответствующих правовых норм; б) ситуативно-случайным, когда правонарушение обусловлено незнанием правовой нормы или стечением неблагоприятных обстоятельств.
Правовые действия совершаются в чьих-либо интересах: собственных, третьих лиц, общественных или групповых. Их различное сочетание, стремление к определенной цели обусловливают мотивы правового поведения, среди которых выделяют: внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие собственной потребности в соблюдении закона; осознание общественной необходимости соблюдения закона; сознательное подчинение требованиям закона; знание собственных прав; осознание групповых интересов; боязнь юридической ответственности; традиции; пассивное выполнение определенных правил, привычка; узкокорыстные интересы; негативные мотивы (месть, ревность), реализуемые правомерными средствами.
Социологический подход к правонарушениям предполагает выяснение их природы, причин и механизмов воспроизводства и функционирования, взаимосвязей с исторически обусловленными общественными процессами, а также путей их преодоления.
Одним из важных вопросов для понимания природы правонарушений является соотношение социального и биологического начал в генезисе неправомерного поведения. Социальное начало в любом сознательном поведении превалирует, но глубоко переплетаясь с биологическими элементами функционирования человеческого организма. При признании социальной природы правонарушений можно констатировать причинную цепочку, составляющую основу механизма всякого поведения: потребности и интересы личности – мотивы – выбор цели и средств ее достижения – оценка ситуации – принятие решения – поступок. Механизм противоправного поведения отличается от правомерного главным образом тем, что в одном или нескольких звеньях причинной цепочки происходит деформация (например, искажены потребности и интересы субъекта или нормальные потребности и интересы приходят в конфликт с имеющимися у субъекта возможностями для их законного удовлетворения, деформация на этапе принятия решения – стрессовая ситуация, ошибка в оценке обстановки).
Социальная девиация (лат. deviation – отклонение) означает любое поведение, отклоняющееся от доминирующей в социальной среде нормы или поступок, несоответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе стандартам, шаблонам, нормам. Этот термин ввел Р. Мертон. Само понятие «девиация» является оценочным, поэтому определить, является ли определенный поступок девиацией, подчас нелегко.
Существуют следующие виды подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации: социальный; психологический; психиатрический; этнокультурный; возрастной; гендерный; профессиональный. Различают также индивидуальные и групповые отклонения, одобряемые и осуждаемые, и др. Структура девиации включает три компонента: субъект девиантного поведения; норма, относительно которой происходит оценка поведения; внешний объект (группа) реагирования на отклонение.
В соответствии со статьей 491 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» проекты актов подлежат криминологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных Президентом Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 проведение данных криминологических экспертиз возложено на государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь». Главной целью нормативно-правового криминологического анализа является выявление правовых детерминант преступности, т.е. правовых дефектов, детерминирующих преступность (наличие в законопроекте фиктивных, ошибочных или ложных норм; юридические коллизии между различными правовыми нормами; логико-юридическая, научно-терминологическая и лингвистическая некомпетентность при конструировании правовых норм; чрезмерность бланкетных правовых норм; пробелы в законодательстве, которое регулирует важные области социальной жизни и социально-значимое поведение граждан).
Социологический аспект юридической ответственности (как предусмотренной правовыми нормами обязанности субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения) предполагает рассмотрение ответственности как формы реализации социального контроля за поведением, который выступает не только как внешний контроль, но и как самоконтроль. Анализ конституционных норм или норм, опосредующих деятельность органов исполнительной власти, выявляет, что там чаще идет речь не об ответственности за правонарушения, а об ответственности как долге (позитивная ответственность). В рассматриваемой проблеме велика социальная роль санкций (например, для П. Сорокина она заключается в «дрессировке» индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных моделей поведения).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2210;