Религия - это вера в бога или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что непостижимо разумом, рациональным путем.
Функции религии:
Мировоззренческая— религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
- Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
- Регулятивная— осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
- Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
- Дезинтегрирующая— религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
- Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
- Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.).
- Легитимирующая - узаконение некоторых общественных порядков, институтов (например, власти монарха).
По данным американского института Гэллапа, в 2000 г. верили в Бога и "высшее существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9% - России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии.
Но при этом оказалось, что большая часть из них - “нецерковно религиозная”. Нецерковная религиозность - мировоззрение индивида предполагающего существование сверхъестественных сил, но не причисляющего себя к какой-либо церкви. Нецерковно религиозные люди не участвуют в культовой жизни церкви и мало заботятся о соблюдении церковных норм, обрядов, культовых предписаний; такие люди могут отрицать все сверхъестественное и быть, по существу, людьми вовсе не религиозными.
Значительно возросло в последнее время влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Почему?
Современную Россию, захлестывает волна клерикализма. Достаточно упомянуть хотя бы многочисленные передачи религиозного характера по телевизору и по радио при полном отсутствии атеистического просвещения, в последние годы в нарушение конституции Российской Федерации у нас оказывается государственная материальная и идеологическая поддержка религии (особенно, православию), и даже в Государственном Гимне нашей светской страны появилось слово Бог.
Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике, например, присяга на Библии в суде и при вступлении на некоторые должности (на должность президента США). В американских вооруженных силах имеются военнослужащие-капелланы (священники католической церкви). Означает ли сказанное выше, что религия на всех этапах жизни общества и органически связанная с нею религиозная деятельность играли только положительную роль? Такой вывод был бы неправилен. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в священных книгах. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности не однозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Противоречива и роль религии в современном мире.
Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации (освобождения от влияния религии) общественного сознания. Однако секуляризация определяет общую тенденцию, которая не исключает возможного усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов.
Сильнее всего в современном мире, пожалуй, влияние ислама. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признангосударственной религией. Государственная религия - это религия, господствующее положение которой в той или иной стране закреплено законодательными актами. Следовательно, ислам влиятелен и в мировой политике. Так же велика роль в общественной жизни своей страны - Израиля - иудеев, и не только своей страны, но и тех стран, где велика еврейская диаспора. Можно говорить об определяющем влиянии индуистов на общественную жизнь Индии и некоторых христианских церквей на европейские государства.
В современном мире появилось много так называемых нетрадиционных религий, альтернативных религиозных течений, которые как раз и делают акцент на универсальность и внутреннее единство всех, в том числе и мировых, религий. Для них характерны синкретизм (смешение) христианской идеологии с элементами буддизма и других восточных культов, проповедь универсального Космического разума и его единой религии, мистического пути освобождения.
Наиболее известные и крупные нетрадиционные культы - “Общество сознания Кришны”, Аум Синрике, Церковь Унификации, Сайентология, Свидетели Иеговы. “Религии XX в.”, как правило, жестко организованы в “тоталитарные секты”, имеют строгую иерархическую структуру во главе с харизматическим лидером, отличаются экстравагантностью культа. Несмотря на процессы секуляризации, роль религии в современном обществе продолжает оставаться серьезной. Наука, решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира. Возникающие “ножницы” между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума “тайной” - все это дает новый шанс для религиозного мировосприятия, не говоря уже о том, что сама гигантски возросшая мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и, стало быть, его нравственной состоятельности.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1865;