Взгляд различных религий на глобальные проблемы современности
После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда бы то ни было, вступают в диалог с “миром”. Католическая и православная церкви заняли более гибкую позицию, порвав с традициями холодной войны: церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы. Второй Ватиканский собор отразил тенденцию сближения церкви с “миром”, поставив задачу повернуть церковь лицом к современному миру, его заботам и нуждам. В настоящее время религиозные организации обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но, в первую очередь, к проблеме выживания человечества не столько физически, сколько духовно. Практически все конфессии и церкви высказались сегодня по вопросам губительности войн, необходимости решения экологических проблем, ценности семьи и семейных отношений, безнравственности беспорядочных половых связей (“сексуальной революции”), употребления наркотиков.
Общеизвестно, что в течение достаточно продолжительного времени в разных регионах мира в различных дестабилизационных процессах активно участвуют исламские (исламистские) организации, движения, группировки и режимы. Террористические акты, конфликты разной интенсивности и военные действия характерны для таких регионов, как Ближний и Средний Восток, Центральная Азия, Западная Европа, Латинская Америка, США, «черная» Африка, а также Россия (Чечня и в целом Северный Кавказ).
Террористические акты 11 сентября 2001 года, последующие теракты, совершенные исламскими экстремистами в Западной Европе, в России и в ряде самих мусульманских государствах заметно усилили внимание к исламу во всем мире.
Интерес к исламу объясняется не только действиями террористов, но и возрастанием его политической роли. Это показали выборы, проходившие в ряде мусульманских государств (в Марокко, в Пакистане, в Египте, в Бахрейне, в Турции и некоторых других), где исламисты увеличили в несколько раз своё представительство в парламентах. Во многих арабских странах идёт рост числа людей, ориентированных на крайние формы исламской религиозности. Так, например, в Египте «Братья-мусульмане» превратились в мощную политическую силу. Исламисты сегодня имеют большое влияние в Иордании, в странах Персидского залива, в странах Северной Африки.
Исламизм— это идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание государства, основанного на исламских нормах, прописанных в Шариате (системе нормативных положений, выведенных из Корана и Сунны). Причем исламизм выступает за революционные и радикальные решения, которые подразумевают разрушение существующей политической системы и её замену исламским государством. Ислам отвергает различия между государственной и духовной властью — и это означает, что все аспекты поведения и жизнедеятельности человека, как, например, мораль, политика, экономика, культура, образ жизни и т. п., регулируются правилами Корана и учением Мухаммеда.
Усилению роли современного политического ислама способствуют местные, региональные и глобальные факторы. В новейшее время мусульманские государства оказались на периферии современных научно-технических достижений. Среди них есть очень богатые в экономическом отношении страны, но большинство живет в условиях абсолютной бедности, с глубокими экономическими и социальными проблемами.
В современных условиях в исламских обществах возникло ощущение того, что их национальной идентичности и вековым устоям исламского общества грозит опасность быть уничтоженными ценностями и образом жизни западного мира, который им насильственно навязывают западные государства: рыночную экономику, светские ценности и идеалы, общество потребления, западную массовую культуру и т. п. Кроме того, стремление некоторых западных кругов установить контроль над нефтяными богатствами исламского мира также вызвало значительную его радикализацию. Поэтому идея создания исламского государства, которое могло бы обеспечить быстрое решение существующих противоречий, получает значительный отклик среди широких слоев мусульманского населения.
В США и Европе нарастает опасение возрождения «политического единства исламского мира» (при том, что для мусульман характерны разобщающие их этничность и клановость). И даже так: не приведет ли революционный Восток к началу Третьей мировой войны?
Эти опасения не лишены определенной логики вероятного развития событий. Понятие уммы (единой религиозной общины) имеет важное, если не доминирующее, значение в исламе. Стройные и выверенные ряды мусульман в мечети без этнических или социальных различий, обязательное (фард) посещение коллективного пятничного намаза – это внешнее отражение исламского идеала: объединить под знаменем ислама все человечество.
Конечно, исламский мир не столь сплочен и однообразен, как кажется. Да и никогда таким не был. Свержение режима Хосни Мубарака в Египте и выход из подполья исламской организации «Братья-мусульмане», которая в осуществлении египетской революции сыграла одну из главных ролей, стали лишним свидетельством того, что религия и политика в Северной Африке и на Ближнем Востоке идут рука об руку.
Свержение коррупционных правительств, борьба за демократию и призывы улучшить социально-экономические условия жизни – это второстепенные задачи, которые ставят перед собой «Братья-мусульмане». Казненный в 1967 году в Египте идеолог «братьев» Саид Кутб писал: «Мусульманская нация должна отказаться от всего того, что хорошо известно людям, от всех ценностей, представлений, критериев и убеждений, являющихся следствием земных отношений, чтобы черпать только божественные небесные ценности, соразмеряя их только исходя из небесного критерия!.. Ислам делает наш мир плантацией для будущей жизни, а осуществление наместничества на земле путем ее обустройства в праведности и богобоязненности – долгом каждого правоверного». Эти слова Кутба стали причиной того, что его книги были запрещены во многих странах мира. И прежде всего – в арабских, где местные администрации и правительства ориентировались на «умеренный» ислам.
Несмотря на ряд противоречий в вероучении, шиитский Иран, который не скрывает враждебного отношения к США и Израилю, во многом является образцом для суннитов, к которым принадлежит около 90% всех мусульман. Особенностью иранской вертикали государственной властиявляется то, что на вершине стоит духовный лидер рахбар, а лишь потом – президент. Именно рахбар, как высший руководитель, определяет политику государства. Его власть продлится до того времени, пока на земле не появится «мессия» – Махди.
Революции в арабских странах имеют глубокие религиозные корни. Поэтому и развиваться эти государства будут именно в сторону укрепления позиций ислама.
Мнение одного из крупнейших физиков XX века П.Дирака: "Религия - род опиума, который дают народу, чтобы убаюкать его сладкими фантазиями". Это же буквально тождественно формуле К.Маркса "Религия - опиум для народа".
Академик, лауреат Нобелевской премии В.Л.Гинзбург: «Тот факт, что еще многие миллионы людей остаются религиозными, это результат необразованности широких масс. Достаточно сказать, что сегодня на земном шаре около одной шестой всего населения, т.е. около миллиарда человек не умеют читать и писать. А среди тех, кто это умеет, подавляющее большинство не знает азов современной физики и биологии».
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2776;