ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Шлю тебе обещанное, друг мой милый.

Это письмо посвящаю выяснению общих причин столь уродующего нашу жизнь неверия. Разумеется, что мы неверие понимаем как неверие Господу Иисусу Христу и Его святой Церкви. Но всем сердцем, всей душой, всем помышлением веруем и исповедуем, что только Господь Иисус Христос есть "путь, истина и жизнь", что Он есть второе лицо Святой Троицы, воплотившейся ради нашего спасения, что Он Своим крестным подвигом искупил весь грех человеческий и, что мы к Нему прикасаемся только в Созданной Им Церкви, где только и преподается благодать Его всем требующим. Другую какую-нибудь веру мы не можем признать верой спасительной и дающей познание истины. И поэтому нас интересует только то неверие, которое отрицает спасение в Церкви Христовой. И таковое неверие, его восстание против Христа и Церкви, мы признаем самой величайшей болезнью нашего времени. И кому дорога вера Никео-Цареградского символа, тому чрезвычайно важно выяснить причины современного неверия и столь быстрого его расползания по лицу всей земли.

Безусловно, первопричины всему сокрыты в Промысле Божием. А Промысел Божий неисповедим человеческим конечным разумом. Мы знаем, что когда придет Сын Человеческий судить людей, то едва ли найдет веру на земле. Таков Его Промысел, и он нам непостижим, поэтому мы не можем судить о тех причинах того неверия, какое будет в конце века сего. Такое неверие будет попущено Господом также, как будет попущено появление антихриста и его страшная разрушительная деятельность. "Хотя христианство, — говорит один апологет христианский, — может сделаться мiровою религией и может собрать в пределы Церкви самых отдаленных варваров, но будущее, которое нам предстоит, есть полное внутреннее отчуждение массы народа от христианской веры и, в заключении, открытое отпадение от нее. Не единство, но раздвоение религиозного и естественного сознания, не брак, но развод Церкви и гражданского общества — есть исход мiровой истории"(Лютард).

Кроме причин неверия, зависящих исключительно от Божественного Промышления, есть причины, в которых нужно признать виновными и самих людей. Св. Максим Исповедник говорит, что главных причин всякому неверию, исходящих от человека, три: первая из них — невежество, отсутствие знания истины; вторая — страсти человеческие; третья же приписывается демонам и их злой работе. В наше время невежество часто прикрывается видом учености, а страсти, владеющие человеком, оправдываются всевозможными благородными причинами, например, гордость оправдывается защитой своего достоинства, причинение человеку зла — каким-то безвыходным положением причиняющего зло, гнев, ярость — священным долгом мщения неприятелю, сребролюбие — старостью, болезнями, воспитанием детей и даже желанием благотворить.

Демоны же для губительства душ теперь всегда принимают образ ангела света. Но можно утвердительно сказать, что если нам встретится какой- нибудь неверующий, если мы будем внимательно рассматривать его неверие, то всегда найдем в душе его один из указанных нами выше возбудителей этой ужасной болезни или же все. Неверие у каждого возбуждается или невежеством, или страстями, или демонами. Иногда все эти три возбудителя неверия действуют в одном человеке, так сказать, комбинированно. Иногда такой человек испытывает на себе мучительство тьмы, язвы страстей и горечь послушания демонам.

Если мы приглядимся к тому неверию, которое так усердно распространяется в наше время, то непременно столкнемся со злой волей пропагандистов неверия. Таковая злая воля будет еще одной большой причиной исследуемой нами болезни. И таковая злая воля для достижения своих целей пользуется теми тремя возбудителями неверия, о которых мы упоминали. У злых распространителей современного неверия нужно заметить одну характерную особенность. Они принимают все меры, и дозволенные и недозволенные, для того, чтобы заградить всем душам вход в православную Церковь. Здесь, воистину, тончайшая дьявольская хитрость. Мы знаем, что без благодати христианин не может быть христианином. "Если желаешь жить по-христиански, — пишет еп. Феофан, — то взыщи благодати. Минута, когда снизойдет благодать и сочетается с твоей волею, будет минута рождения жизни христианской — сильной, твердой, многоплодной" (Путь ко спасению. — Москва, 1899. — С.17). Но где можно найти благодать Святого Духа помимо Церкви Христовой? "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф.16,18,19).

Помимо Церкви нельзя узнать истину Христову и обрести Благодать спасительную. В день Пятидесятницы на учеников Господа Иисуса Христа снизошел Дух Святой, и с этого часа началась Церковь Христова на земле (см. Деян.2). Как только утвердилась Церковь Христова после сошествия Святого Духа, тотчас апостолы начали привлекать людей в Церковь для спасения. Первым начал проповедывать апостол Петр, говоря: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа" (Деян.2,38). В первый день своего существования к Церкви Христовой присоединилось "душ около трех тысяч" (Деян.2,41). С этого дня Святая Церковь начала приумножаться (Деян.2,47). Вот это общество, получившее в Сионской горнице многоразличную благодать Святого Духа, и есть истинная Церковь Христова. Об этой Церкви говорит Дух Святой, что она есть "столп и утверждение истины" (1Тим.3,15). Кто может отнять у людей мрак невежества? Через чье посредство люди могут успешно победить все свои страсти? Какою силою отгонят они от себя все демонские приражения и обольщения? Пусть эти люди взыщут благодати Христовой в Церкви Его.

Но вот тут-то и встречается главное препятствие для подавления неверия крепкого и утверждения в вере истинной, спасающей. Как трудно сейчас человеку, серьезно думающему о своем спасении, найти Церковь Христову и воспользоваться ее благодатными дарами. Как будто враг все предусмотрел для того, чтобы благодать Святого Духа никто не мог получить. Видимую Церковь Христову он стер с лица земли. Вместо нее устроил подделку церкви, где воцарился сам и где смеется адским хохотом над теми, кто входит в эти "церкви" и кто там чает себе очищения и освящения. Как я уже упомянул, первая причина неверия — есть невежество. Корни невежества духовного в том, что люди, страдающие им, или не хотят духовного просвещения, или же не могут найти могущего просветить. Последнее обстоятельство очень приложимо к современному неверию, когда все истинные священники Божии "изъяты из обращения", истине Христовой никто не учит и слова Божии прочесть не может. Продолжительное состояние души во мраке невежества дает еще более страшное заболевание, которое можно назвать безчувствием сердца. Таковой больной теряет всякий интерес и вкус к истине. Ему приятнее даже пребывать во тьме, чем искать свет непреложной истины.

Не забудем мы еще того, что теперь невежество насаждается искусственно, через так назывемую литературу, книги, газеты, через школу и так называемых "ученых", "докторов всяких наук", которых справедливее было бы назвать докторами мракобесия. Невежество, прикрывающееся ученостью, — самое горькое и опасное невежество. Неверы-ученые обычно очень развязно и очень пренебрежительно говорят о предметах веры. Эти люди, с великой гордостью говорящие о темноте верующих, не исследовали и даже совсем не знают писаний и трудов о христианстве и Церкви. Здесь нужно упомянуть, что все, "научные" опровержения предметов веры ныне заимствуются лишь из старинных атеистических книг и, главным образом, из той вонючей клоаки, которую устроила после себя "великая французская революция". Нового в этом отношении ничего не придумано. Против Христа Господа опять выдвинуты только те тезисы, которые выдвигали, по Евангелию, еврейские книжники и фарисеи. Наглость таких "научных истин и положений" подкрепляется еще и тем, что опровергать то их ведь некому, да и такое опровержение уводит опровергающего в "места не столь отдаленные". В наше время самых чудовищных понятий о человеке и о Боге утвердилось такое положение: если человек почитается "ученым", например, если такой человек, хирург или инженер—химик, говорит, что Бога нет, то ему непременно нужно верить без всяких возражений. И верить ему нужно только потому, что он "ученый", хотя иногда и не может грамматически правильно написать заявление о переходе на другую работу. В наше время один за другим являют себя мiру "новые спасители и избавители", никакой науки никогда не пробовавшие, которые и сущность веры не потрудились понять. Говорили, что Лев Толстой стал нападать на Церковь от "парения гордого дворянского ума". Ныне, оказывается, для вражды на наследие Христово не требуется и "парения" и вообще как будто бы здесь разум не требуется. Уж очень напоминают все эти новоявленные "благодетели рода человеческого" того красноармейца, о котором рассказывал нам известный профессор Иван Павлов. Всемiрно прославленный своими исследованиями в области физиологии профессор Павлов был человеком глубоко религиозным, а также церковным. Каждым утром, отправляясь на занятия в институт, он останавливался около паперти любимого им храма и, сняв шляпу, продолжительно молился. Однажды, когда он, таким образом, благоговейно устремлял свой дух к Богу, мимо него проходил здоровый краснощекий двадцатидвухлетний красноармеец. Остановившись около молящегося профессора, красноармеец подбоченился и, придав лицу самый серьезный вид, произнес: "Эх, старик, какая же ты темнота! Какая же ты темнота, посмотрю я на тебя!" Такие красноармейцы, с величием и пренебрежением смотрящие на христиан, находятся везде. Их много и в среде новых врачей, инженеров, учителей и студентов. Попробуйте с такими господами говорить об истине. Тогда вы встретите такое высокомерие и презрительность, о которых не мечтал и Пилат, сказавший некогда: "Что есть истина".

Замечательно еще то обстоятельство, что ученики неистовствуют против веры больше, чем их учителя. Теперь можно вывести такое правило: чем человек меньше учился, тем больше знает, что религиозных предметов на свете не должно существовать. Один профессор мне рассказывал о том, как у них в вузе веру сочли ненужной для культуры. Для этого там устроили собрание, где большинством голосов вынесли постановление о вредности веры для культуры. Стареющие профессора на этом собрании протестовали против такого постановления и говорили: "Ведь уж если кому говорить о вере от лица науки, то приличнее говорить нам, старым преподавателям, но не ученикам". Разумеется, такие протесты не имели никакого результата. Постановление о вредности веры было напечатано.

Как Бог будет судить людей, искусственно поддерживающих духовное невежество в простых душах? Конечно, если распространитель невежества отличается густой глупостью, каменновидной тупостью, то суд Божий к нему снисходителен. Мы видим, что заблуждения "ученых" и "малоученых" бывают сознательные и несознательные. Примером несознательного заблуждения может хорошо служить путаница ученых с теорией о происхождении мiра и жизни в нем. Кто рассматривал сочинения ученых передовых стран по этому поводу, тот может видеть, что искренние ученые в своих взглядах все больше приближаются к библейскому сказанию о происхождении мiра, хоть иногда и несознательно. А "ученые", сознательно идущие против истины, всегда заведомо прибегают ко лжи и подделкам. Эти "ученые" не заинтересованы в познании истины и служении ей. Цели их учений другие: сознательно и искусственно поддержать на земле невежество, запутать пути к истине и осмеять истинную веру. Таковые, конечно, не могут рассчитывать на милость Божию, когда им придется дать ответ о своих земных делах нелицемерному Судии.

Теперь мы еще часто встречаемся с невежественной пропагандой безбожия и злого неверия. Мы знаем диспуты антирелигиозные, где вопрос о существовании Божием решался голосованием с поднятием рук. Не поднявших рук убеждал это сделать начальник милиции. Нам известны еще такие методы антирелигиозной работы, как, например, пускание в Церковь, во время богослужения, множества галок и ворон. В 1925 году в одном селе моей епархии комсомольцы решили, что хорошая антирелигиозная агитация будет в том, если они на крыльце дома священника сделают уборную. Темные люди, посланные бороться с верою и возмещать безбожие, часто расходятся во взглядах. Одни из них в своих лекциях допускают то положение, что Христос был на земле, другие же опровергают это. Такие расхождения пропагандистов неверия послужили причиной выработки заправилами антирелигиозной пропаганды одного обязательного для всех стандарта. Приказали везде возвещать и проповедывать, что Христа вообще не существовало. Но могут ли такие стандарты быть убедительными? Эти методы религиозного оглупления лживы и неубедительны. И поэтому заправилы борьбы с христианской верой ищут других средств отвлечь людей от Церкви и от дум о смысле жизни. Физкультура, в особенности футбол, кабаки на каждом шагу — все это методы борьбы с христианством.

На одном антирелигиозном диспуте, один безбожник восклицал: "Я прочел всю Библию и ничего в ней не понял". Теперь же чтение Библии безбожниками считается совершенно ненужным. "Для нас и так все ясно", — говорят они. Вот таким образом теперь утверждается страшный мрак невежества.

До сих пор я говорил о невежестве науки и невежестве просвещения. Хотелось бы упомянуть еще о возрастающем невежестве русской деревни. Если бы ты видел современное деревенское невежество, то какие бы пролил слезы. Каким светом она теперь живет? Храмов нет, а если где и открыт, то он мало утешает, ибо люди распознают безбожие служащих в таких храмах. Кто научит теперь деревенских жителей добру и правде Евангельским. Могущие научить изгнаны, вымерли или попрятались. Какой-нибудь духовной книжечки негде там заимствовать. Люди и рождаются и умирают без церковного напутствия. Еще к этому нужно добавить, что деревенские безбожники свирепее и развязнее расправляются с верующими. Рассказывали недавно: собрались люди как-то в одной избушке помолиться. И сразу явился к ним паренек в неприлично рваных штанах. Явился и с гордым видом заявил, что должен прочесть верующим антирелигиозную лекцию и рассеять их мрак...

Хотелось бы здесь упомянуть еще о невежестве самоуверенности, в особенности в среде зеленой молодежи. Эти самоуверенные люди наружный вид имеют такой, что как будто бы уразумели и постигли они все тайны жизни. А на самом деле такой человек находится в безпросветной темноте, слепоте и рабстве. Чем же объяснить, что такие люди очень желают установить свое происхождение не от Бога, а от милой им обезьяны. Ведь совершенно ясно, что они таким обезьяньим происхождением гордятся. Я помню остроумный ответ, данный Луначарскому на диспуте одним из верующих. Луначарский в течение двух часов убеждал там слушателей, что они потомки обезьян. "Что же, мы не будем спорить долго, — сказал ему этот оппонент, — пусть будет так. Вы утверждаете, что происходите от обезьяны, а мы веруем, что нас сотворил Бог. Спорить не будем. Только условимся о том, что каждому из нас свои родственники ближе известны...".

Часто мне приходилось беседовать с представителями так называемой новой интеллигенции, и всегда приходилось убеждаться в их гордой невежественности. Я часто видел на лице своих таких собеседников стыд от незнания самых элементарных научных и философских положений. Я много видел у невежественных людей гордости, чванства и высокомерия. И когда видел эти грустные черты, то вспоминал слова Христовы: "Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин.16,2).

Здесь мне бы хотелось спросить так называемых "ответственных работников Московской патриархии", прежде всего "патриарха" и его синод: считают ли они себя ответственными за разлившееся море духовного невежества? Ведь они присвоили себе ключи разумения и начальства над душами русских людей. Ведь они мнят, что ведут паству русской Церкви. Куда же они ее ведут? В управлении "Московской патриархии" есть даже какой—то просветительный отдел. Кого он просвещает, если не считать маленькой группы комсомольцев в духовных академиях и семинариях? Какое просвещение несет "Московская патриархия" в своей деятельности и, самое главное, неужели они забыли, что "для слова Божия нет уз"? (2Тим.2,9) и, что "дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2Тим.1,7).

Впечатление от чтения журнала "Московской патриархии" /.../

На этом рукопись обрывается.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Материаловедение — одна из главных дисциплин для строителей всех профессий, что вполне объяснимо. Все здания и инженерные сооружения возводятся из строительных материалов, поэтов правиль­ный их выбор, умение оценить их качество и степень сохранности и обеспечить нормальные условия эксплуатации конструкций из этих материалов — все это необходимо для строителей любой специально­сти.

Учебник включает в себя 6 разделов. Раздел 1 — вводный — «Ос­новные понятия строительного материаловедения». Во втором разделе дано описание природных материалов. Разделы 3—5 посвящены мате­риалам общего назначения (керамика, стекло, вяжущие вещества и др.). Последний 6-й раздел посвящен материалам специального назна­чения (кровельным, теплоизоляционным, лакокрасочным и др.). Опи­сание всех материалов дается по схеме «состав — структура — свойст­ва».

В отличие от традиционных учебников в предлагаемой книге в конце соответствующих глав дано описание лабораторных работ. Это позволило избежать ненужных повторов теоретической части при объяснении сути лабораторных работ, что неизбежно в случае издания отдельного лабораторного практикума.

В конце учебника приведены типовые задачи по курсу «Строитель­ные материалы и изделия».

Авторы

ВВЕДЕНИЕ

Строительство — одна из главных отраслей экономики страны.

Для возведения зданий и инженерных сооружений требуется боль­шое количество различных строительных материалов. Их стоимость в среднем составляет 60 % (а в раде случаев и более) от общей стоимости строительства.

Перед промышленностью строительных материалов стоят серьез­ные задачи, заключающиеся не только и не столько в увеличении выпуска материалов и изделий, но прежде всего в повышении их качества и расширении выпуска новых эффективных материалов и изделий, позволяющих снизить материалоемкость строительства и трудоемкость возведения зданий и сооружений.

Промышленность строительных материалов представляет собой сложный комплекс специализированных отраслей производства, изго­товляющих большое количество разнообразной продукции. По объему производимой продукции промышленность строительных материалов занимает одно из первых мест в экономике, однако уровень ее техни­ческой оснащенности отстает от многих других отраслей.

Последние годы ассортимент строительных материалов претерпел существенное изменение как за счет импортных материалов, так и за счет освоения производства новых материалов отечественными пред­приятиями. Общая тенденция в производстве строительных матери­алов — выпуск материалов и изделий с максимальной степенью готов­ности для использования. Это касается не только традиционных сборных железобетонных элементов (панелей, плит перекрытий и т. п.), но и отделочных, кровельных и других специальных материалов. Использование таких материалов позволяет свести работы на месте строительства к простейшим монтажным операциям, что, вкупе с разнообразным электроинструментом и вспомогательными материала­ми (крепежными, клеющими и т. п.), резко ускорит строительство.

Одновременно с индустриальным городским стррительством полу­чает развитие малоэтажное, в том числе индивидуальное, поселковое и сельское строительство. Для его обеспечения требуется увеличение выпуска традиционных материалов: кирпича, лесоматериалов, асбесто-цементных изделий, а также широкое использование местных строи­тельных материалов.

Промышленность строительных материалов использует в качестве сырья попутные продукты и отходы других отраслей промышленности (металлургические шлаки, золы ТЭС, отходы деревообработки), внося

свою лепту в решение экологических проблем, относящихся к глав­нейшим проблемам, вставшим перед человечеством к концу XX в. К сожалению, используется пока лишь небольшой процент попутных продуктов и промышленных отходов, и это остается одним из актуаль­ных направлений развития промышленности строительных материа­лов.

Другая проблема, стоящая перед строителями,— снижение энерго­затрат на отопление зданий. Она может быть решена только за счет эффективной теплоизоляции зданий и тепловых сетей, так как удов­летворение новых нормативов СНиП по термическому сопротивлению ограждающих конструкций не реально при применении традицион­ных материалов.

Тем не менее основной материальной базой строительства остаются традиционные материалы: керамика, вяжущие вещества, бетоны и др. Их рациональное применение остается главной задачей строителей.

Для того чтобы правильно использовать строительные материалы, надо знать их свойства и назначение. Изучением свойств материалов занимается материаловедение. В развитие строительного материалове­дения большой вклад внесли российские ученые и инженеры. Еще в начале XIX в. по инициативе проф. НА. Белелюбского были приняты используемые и поныне стандартные методы оценки свойств строи­тельных материалов (определение марки цементов, морозостойкости и др.). Позднее была разработана теория твердения вяжущих веществ (А.А. Байков, В.Н. Юнг), созданы новые виды вяжущих (П.П. Буд-ников, В.В. Михайлов), разработаны и внедрены в практику новые виды бетонов и растворов (А.В. Волженский, Н.А. Попов, Б.Г. Скрамтаев).


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Жилые, общественные и производственные здания представляют собой сооружения, предназначенные для размещения людей и различ­ного оборудования и защиты их от воздействия окружающей среды. Все здания состоят из одинаковых по назначению частей:

фундамента, служащего основанием здания и передающего на­грузку от всего здания на землю;

• каркаса — несущей конструкции, на которой устанавливаются ограждающие элементы здания; каркас воспринимает и перераспреде­ляет нагрузки и передает их на фундамент;

ограждающих конструкций, изолирующих внутренний объем зда­ния от воздействия внешней среды или разделяющих отдельные части внутреннего объема между собой; к ограждающим конструкциям от­носятся стены, перекрытия и кровли, причем в малоэтажных зданиях стены и перекрытия часто выполняют функцию каркаса.

С глубокой древности жилые и культовые сооружения возводили из природных материалов — камня и дерева, причем из них выполняли все части здания: фундамент, стены, кровлю. Такая вынужденная универсальность материала (других материалов не было) имела суще­ственные недостатки. Строительство каменных зданий было трудоем­ко; каменные стены для поддержания в здании нормального теплового режима приходилось делать очень толстыми (до 1 м и более) из-за того, что природный камень — хороший проводник теплоты. Для устройства перекрытий и кровель ставили много колонн или делали тяжелые каменные своды, так как прочность камня при изгибе и растяжении недостаточна для перекрытия больших пролетов. У каменных зданий, правда, было одно положительное качество — долговечность. Менее трудоемкие и материалоемхие, но не долговечные деревянные здания часто разрушались при пожарах.

С развитием промышленности появились новые, разные по назна­чению строительные материалы: для кровли — листовое железо, позже — рулонные материалы и асбестоцемент; для несущих конструкций —

С

стальной прокат и высокопрочный бетон; для тепловой изоляции — фибролит, минеральная вата и др.

На основе синтетических полимеров стали изготавливать высоко­эффективные пластмассы, в том числе и строительного назначения: линолеум, декоративные листы и пленки, герметики, пенопласты и др.

Специализация и промышленное изготовление строительных ма­териалов и изделий коренным образом изменили характер строитель­ства. Материалы, а затем и изделия из них на стройку поступают практически в готовом виде, строительные конструкции стали легче и эффективнее (например, лучше предохраняют от потерь теплоты, от воздействия влаги). В начале XX в. началось заводское изготовление строительных конструкций (металлических ферм, железобетонных ко­лонн), но только с 50-х годов впервые в мире в нашей стране началось массовое строительство жилых зданий из железобетонных элементов заводского изготовления (блочное и крупнопанельное строительство).

Современная промышленность строительных материалов и изде­лий производит большое количество готовых строительных материалов и изделий различного назначения, например: керамические плитки для полов, для внутренней облицовки, фасадные, ковровую мозаику; ру­лонные и штучные материалы для устройства кровли, специальные материалы для гидроизоляции. Чтобы легче было ориентироваться в этом многообразии строительных материалов и изделий, их принято классифицировать. Наибольшее распространение получили классифи­кации по назначению и технологическому признаку.

По назначению материалы делят на следующие группы:

конструкционные, которые воспринимают и передают нагрузки в строительных конструкциях;

теплоизоляционные, основное назначение которых — свести до минимума перенос теплоты через строительную конструкцию и тем самым обеспечить необходимый тепловой режим помещения при минимальных затратах энергии;

акустические (звукопоглощающие и звукоизоляционные) — для снижения уровня «шумового загрязнения» помещения;

гидроизоляционные и кровельные — для создания водонепроницае­мых слоев на кровлях, подземных сооружениях и других конструкциях, которые необходимо защищать от воздействия воды или водяных паров;

герметизирующие — для заделки стыков в сборных конструкциях; отделочные — для улучшения декоративных качеств строительных

конструкций, а также для защиты конструкционных, теплоизоляцион­ных и других материалов от внешних воздействий;

специального назначения (огнеупорные или кислотоупорные и др.), применяемые при возведении специальных сооружений.

Некоторые материалы (например, цемент, известь, древесина) нельзя отнести к какой-либо одной группе, так как их используют и в исходном состоянии, и как сырье для получения других строительных

материалов и изделий — это так называемые материалы общего назна­чения. Трудность классификации строительных материалов по назна­чению состоит в том, что одни и те же материалы могут быть отнесены к разным группам. Например, бетон в основном применяют как конструкционный материал, но некоторые его виды имеют совсем иное назначение: особо легкие бетоны — теплоизоляционные материалы; особо тяжелые бетоны — материалы специального назначения, ис­пользуемые для защиты от радиоактивного излучения.

В основу классификации по технолог и ч е с к о м у п р и -_ знаку положены вид сырья, из которого получают материал, и способ изготовления. Эти два фактора во многом определяют свойства мате­риала и соответственно область его применения. По способу изготов­ления различают материалы, получаемые спеканием (керамика, це­мент) плавлением (стекло, метатлы), омоноличиванием с помощью вяжущих веществ (бетоны, растворы), механической обработкой при­родного сырья (природный камень, древесные материалы).

Так как свойства материалов зависят главным образом от вида сырья и способа его переработки, в строительном материаловедении используют классификацию по технологическому признаку и лишь в отдельных' случаях рассматриваются группы материалов по назначе- нию. 1.2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ '

К МАТЕРИАЛАМ !

Чтобы здание или сооружение было прочным и долговечным, необ­ходимо знать те агрессивные воздействия внешней среды, в которых будет работать каждая конструкция (рис. 1.1). Зная эти воздействия и назначение конструкции, можно сформулировать требования к мате­риалу конструкции (табл. 1.1).

Материалы для той или иной конструкции выбирают таким обра­зом, чтобы их свойства отвечали предъявляемым к ним требованиям.

Контрольные вопросы

1. Какие материалы применяли для строительства в древности? 2, На какие группы делят строительные материалы по назначению? 3. Расскажите о классификации строи­тельных материалов по технологическому признаку. 4. Какие требования предъявляют к материалам строительных конструкций?

ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1469;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.