Мне грешному.
Не случайными, а в высшей степени закономерными (иначе не могло быть!) являются не только выбранный Пименом определенный вид деятельности, но и само бытие Пимена в определенное историческое время, включенность именно в эти со-бытия,а не какие-либо другие. Быть здесь и именно в это время, – Пимен в полной мере осознает свой долг, предназначение. Если бы каждый в такой же мере жил по долгу и совести!..
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил…
И те же навыки словесного творчества («грамота») бесконечно дороги Пимену не только потому, что они необходимы для выполнения святого долга, но потому еще, что они дарованы Богом, – Богом данный дар. Святой долг можно выполнить только при помощи этого дара. Господь «книжному искусству вразумил».
Труд, как исполнение святого долга, – предельно усердный. С точки зрения какого-нибудь модного светского журналиста, увы, распространенной, труд не благодарный. Он не вознаграждается материально. И тщеславие модного современника таким усердием тоже не насытить. Это труд безымянный.Пимену он приносит удовлетворение осознанием, что исполнение святого долга будет оценено в будущем, достойными потомками. Линия преемственности по отношению к потомкам и преемникам здесь, прежде всего, духовная, православная.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказания перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
В пименовской летописи события запечатлены как живые образы. Они и самим Пименом переживаются именно так.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно.
Волнуяся как море-окиян?'
Перед нами цепочка ключевых опорных слов, выражающих высшие творческие ценности летописца. Попытайтесь соотнести их с собственным бытием, прикинуть к себе, и вы, быть может, почувствуете значение света слова и ответственность труда словесника: «долг, завещанный от Бога» – «многих лет свидетелем Господь меня поставил» – «и книжному искусству вразумил» – «монах трудолюбивый» – «мой труд усердный, безымянный» – «правдивые сказания» – «потомки православных» – «на старости я сызнова живу, минувшее проходит предо мною». Правдивые сказания, живые образы событий могут быть итогом лишь только определенного труда, творчества определенной соборной личности.
РАСПУТЬЕ. Такое осознание своего труда — выбор свободного человека, мудрого и бескомпромиссного, глубоко верующего в Бога, православного. Возможен иной выбор. Другой путь выбирает Гришка Отрепьев, отданный под начало отцу Пимену, живущий в его келье, и тоже, по словам игумена Чудова монастыря, «весьма грамотен», читает летописи, сочиняет каноны святым, и ему Пимен хотел передать свой труд. Это свободный выбор тщеславного вероотступника, «врагоугодника». При таком выборе «грамота далася ему не от господа Бога».К этой оценке игумена сам патриарх добавляет: «Уж эти мне грамотеи! Что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах он, сосуд диавольский!.. эдака ересь! буду царем на Москве!» (там же, с. 31-32).
Гришка — антипод Пимена. Он «сосуд диавольский»,орудие сатаны, и все словесные таланты и навыки — от последнего. Гришка тоже произносит монологи, первый из них — сразу же после заповедных пименовских раздумий. Затаенные ценности Гришки разнятся от пименовских, и разнятся настолько, что он не в состоянии ни понять, ни принять, как свое, пименовское усердие. «Смиренный и величавый» вид Пимена Гришка связывает с равно спокойным отношением как к «правым», так и к «виновным» в событиях. Гришке принадлежит глубоко ошибочная оценка труда летописца:
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
В монологе-завещании Пимена программа совсем иная – противоположная:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
В словах-опорах — выражение заинтересованной, неравнодушной, страстной оценки событийного: «земли родной» — «царей великих» — «за их труды, за славу, за добро», – «за грехи», «за темные деянья». Нужно любить свою землю, тогда она «родная». Нужно знать, в чем величие государственных мужей, и тогда они – «великие». То есть чтобы дать такие оценки, надо не только знать, что есть добро и зло, грех, но и от начала и до конца стоять на стороне добра и, более того, просить Господа простить грешников. «А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют». Образец «правдивого сказания», живой образ события, «злого дела», «кровавого греха» — рассказ Пимена об убийстве Димитрия- царевича. Изложением ужасного угличского события, «сей повестью плачевной» Пимен заключает свою летопись. И даже непробивного Гришку сказание впечатляет в полной мере:
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
0 жеребии несчастного младенца,
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда (там же, с 30).
Однако сам Гришка, будущий Лжедмитрий, себя ни судом мирским, ни тем более Божьим судом не судит. Во всех своих суждениях он смотрит на себя как бы со стороны, извне, а не изнутри, не от сердца. Самооценки Отрепьева являются отстраненными, рациональными. Он как бы спит наяву и в действительных событиях видит себя в измерении вещего сна, который трижды привиделся ему в пименовской келье и в котором он простился с остатками совести:
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню: с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник:
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне, и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался… (там же, с 25).
Последние остатки совести в оценках: «бесовское мечтанье», «враг менямутил». Вера и продолжение пименовского безымянного дела, пост и молитва не для Гришки. Побеждают «бесовское мечтанье», вражья муть, — Гришка сбегает из Чудова монастыря и остается в истории выродком под именем Лжедмитрия.
Виновен я: гордыней обуянный,
Обманывал я бога и царей.
Я миру лгал… (там же, с 80).
В монологах Пимена и Гришки противостоит друг другу слово правое и слово неправое, слово-правда и слово-ложь, живое и мертвое слова. Заповедь «говорить слово по правде» противостоит макиавеллиевскому — «язык дан нам для того, чтобы скрывать свои мысли». В равной мере здесь противостоят разные опыты жизни. Домонашеская героическая (в битвах за родную землю против татар и литовцев) и монашеская подвижническая (предельно духовная) жизнь Пименаи псевдомонашеская и светская предательская (в битвах против родной земли, в союзниках с ее врагами) жизнь Отрепьева. Заповедь «собирать и защищать родную землю» — макиавеллиевскому «разделяй и властвуй».
Здесь противостоят друг другу духовный, светлый внутренний человек с его «золотой серединой» и мирской, светский внешний человек с его крайностями. Человек православный и человек западный (прозападный). Соборный личностный класс и агрессивный личностный класс.
ВЫБОР
Пимен Отрепьев
Внутренний человек Внешний человек
Православная вера Богоотступничество
Святость Светскость
Совесть Выгода
Патриотизм Космополитизм
Смирение Тщеславие
Пост Чревоугодие
Сдержанность Сластолюбие
Человеколюбие Себялюбие
Сострадание Жестокость
Миролюбие Агрессивность
Добротолюбие Властолюбие
Искренность Лукавство
Честность Жульничество
Стойкость Непостоянство
Трудолюбие Праздность
Добрословие Блудословие
В Григории Отрепьеве внешнее начало проявляется в крайней мере: вместе с отчуждением от родной веры и родной земли он превращается в безымянную марионетку, пешку в руках врагов своего народа, чужого короля, главы чужой веры.
…ни король, ни папа, ни вельможи
Не думают о правде слов моих.
Димитрий я иль нет, что им за дело?
Но я предлог раздоров и войны.
Им это лишь и нужно (там же, с. 83).
Первый путь — неустанная духовно-нравственная работа над собой, лестница к Богу. Второй путь — падение в сатанинскую бездну. И не распутье ли каждого из нас: идти по пути светлому или пути светскому? Да, распутье. И мера при выборе здесь та же, что и при мере всей истории. Это мера и твоя, и моя. Наша общая вечная мера.
МЕРА. Монах Пимен выражает в своем словесном творчестве народное православное мнение.Это видимая часть народного сознания с его сердцевиной – заповедями Божиими. Именно сердцевина затронута историческими событиями: каждый с его деяниями оценивается по мере соответствия ей. В «Борисе Годунове» – постоянное присутствие Бога. В летописных сказаниях и в самой пушкинской трагедии средоточием меры является шестая заповедь – «Не убий». Уже в первой сцене трагедии, точно отнесенной по времени (1598 года, 20 февраля, от нас четыреста лет и три года), в разговоре Шуйского с Воротынским раз за разом звучит признание угличского события «ужасным злодейством», «злодеянием». Это лейтмотив всей трагедии, от ее начала и до конца, то есть мера всей истории.
Хронологически через пять лет после разговора бояр, уже в ночной сцене в Чудовом монастыре Пимен, заключая летопись именно рассказом об убиении, выступает как исторический свидетель. Для него честное и оценочное свидетельство – естественный нравственный поступок, на который, однако, не способен другой свидетель – Шуйский. Для того чтобы сказать правду, нужна естественная, нравственно чистая смелость, которой у боярина нет. Вот Шуйский говорит:
Не хвастаюсь, а в случае, конечно,
Никая казнь меня не устрашит.
Я сам не трус, но также не глупец
И в петлю лезть не соглашуся даром (там же, с. 11-12).
Оправдание ли? Да нет. Чуть раньше Воротынский говорит Шуйскому, не осмелившемуся сказать правду:
Не чисто, князь.
И от этой оценки уже не уйти. И слово, и молчание ценится как поступок. И далее Шуйский — весь во лжи.
Любое слово и любое молчание соотносится с величайшей по значению заповедью Бога — «Не убий». И даже лжецы оправдывают себя чужими грехами. Лжедмитрий:
Я ж вас веду на братьев: я Литву
Позвал на Русь, я в красную Москву
Кажу врагам заветную дорогу!..
Но пусть мой грех падет не на меня —
А на тебя, Борис-цареубийца! –
Вперед! (там же, с. 86).
И в современной истории, как часто в безоглядном «Вперед!», мы хотим оправдать собственные грехи чужими, «следствие» – «причиною». Народное же сознание дает греху однозначное толкование, и это — оценка истории. Время способно расставить все «по своим местам» именно в силу такой оценки. Никуда от этого не денешься: злодейство не приукрасить исторической необходимостью, — рано или поздно народ все равно по-пименовски назовет его «злым делом», «кровавым грехом». Убийц – «убийцами». Предателей – «предателями», «Иудами».
И это именно народ действует в невыдуманном сказании:
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу мамку...
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Барятинский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал –
«Покайтеся!» – народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись – и назвали Бориса.
И вслед за Пименом мы скажем:
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли (там же, с. 28-29).
Народ отказывается от своего же соборного решения — выбора царем Бориса Годунова — именно в силу заповеди «Не убий». Ею, как всеобщей мерой истории, освящен и рассказ Пимена об Иване Грозном и его сыне, царе Феодоре. Словно в подтверждение монолога-завещания Пимен повествует, как в той же самой келье Чудова монастыря слезно и прилюдно каялся «преступник окаянный» Грозный и молились за него монахи. И в том же рассказе Грозному противопоставлен кроткий Феодор, преобразивший царские чертоги в молитвенную келью и заслуживший перед кончиной небесное виденье.
Не только действительная история, но и слово о ней, оценка истории должны быть освящены величайшей заповедью. Временная поддержка самозванца народным мнением объясняется тем, что в распространенном сверху,боярами, пропагандистском мифе Димитрий-царевич избежал смерти, хотя она готовилась ему. Выродок и убийца Лжедмитрий использует в своих интересах миф, эксплуатируя самое святое — «Не убий». Он нарушает заповедь и поступком, и словом.
ГЛАС БЕЗМОЛВИЯ. Идет борьба за народное мнение. Сталкиваются светлое слово и темное слово. Еще в первой сцене Шуйский, не по совести, а по зависти и тщеславию затаенный враг Годунова, выбалтывает коварный план:
Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова,
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут (там же, с 13).
Речь идет о начале самой настоящей психологической войны. И она шла все пять лет, отделявшие встречу Шуйского с Воротынским и сцену в Чудовом монастыре. Только теперь, через пять лет, в борьбу за народное мнение, которую ведут и Годунов, и бояре, присоединяется спутавший планы всех Лжедмитрий, по-своему обобщивший опыт и Годунова, и бояр. И вот в психологической войне ключевую роль начинают играть останки Дмитрия-царевича. Патриарх призывает:
Вот мой совет: во Кремль святые мощи
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском, народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет яко прах (там же, с. 90-91).
Здесь четкая разделительная линия между светом и тьмой. Но она не устраивает Шуйского, будущего временщика, который боится «выйти из игры». Он «мудро» возражает патриарху как искусный мастер пропаганды. В его устах сама правда служит лжи. И сейчас, через четыреста лет, все это воспринимается так, как будто речь идет не только о мощах Дмитрия-царевича, но и о других убиенных, других останках, вовлеченных в грязную политику наших дней:
…надлежит народную молву
Исследовать прилежно и бесстрастно;
А в бурные ль смятений времена
Нам помышлять о столь великом деле?
Не скажут ли, что мы святыню дерзко
В делах мирских орудием творим?
Народ и так колеблется безумно,
И так уж есть довольно шумных толков:
Умы людей не время волновать
Нежданною, столь важной новизною.
Сам вижу я: необходимо слух,
Рассеянный расстригой, уничтожить;
Но есть на то иные средства – проще.
Так, государь – когда изволишь ты,
Я сам явлюсь на площади народной,
Уговорю, усовещу безумство
И злой обман бродяги обнаружу (там же).
На том в Кремле и порешили.
Однако и богатый многолетний опыт этого предшественника современных PR-менов, и вся мощь пропагандистских усилий окружения Лжедмитрия, включая продажных поэтов с их «Muza glorian coronat, gloria musam”, бессильны перед соборной правдой Пимена, Юродивого, Бабы (с ребенком), Старухи, Мальчишек, пленника Рожнова, Одного, Другого, Третьего из народа, – перед православными, всей этой, по вражеским словам, «рванью окаянной, проклятой сволочью».
Недолго властвует в Москве Лжедмитрий, а за ним и Шуйский.
Мера истории народом — в бесконечном «Не убий». Народное сознание и его наиболее подвижная часть — народное мнение, связанные с бесконечной мерой, противостоят различным видам сиюминутного, светского «общественного мнения». Мера истории предателями «отрепьевыми» и предателями-отрепьевцами, Шуйскими, разделителями и торговцами земли родной, — в тщеславии, власти, богатстве, чревоугодии, сластолюбии, в измеримых показателях «общественного мнения». Сравнивать эти две меры — все равно что сравнивать бесконечность с сантиметрами и выдавать последние за суть исторического пространства.
Потому-то и в действительной истории и в слове о ней, выражающем народную меру, не нужно делать поспешные выводы, обольщаться по поводу «безразличного молчаливого большинства» или «равнодушного молчания народа». В конечной сцене пушкинской трагедии молчание народа есть выражение ужаса от совершенного боярами-отрепьевцами злодеяния — убийства Годуновых. В этой сцене молчит весь народ, все, кто до злодейства еще мог спорить друг с другом или обмениваться «сантиметровыми» мнениями.
Народ в безмолвии своем, в тишине, в отличие от отступников, слышитглас Божий: «Не убий». Так первые сцены связываются с последней. И в конечном молчании слышится все то же народное:
О Боже мой, кто будет нами править?
О горе нам!
Безмолвие народа страшнее самых страшных слов.
Пушкин двумя величественными словами «Народ безмолвствует», — они могли вырваться только из души гениального русского народного писателя, — помогает верно оценить исторические события.
М о с а л ь с к и й:
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1522;