ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентируется и со­впадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы обще­ственных ценностей. Человека, у которого на шкале индивиду­альных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценнос­ти, мы с полным правом называем личностью. Итак,личность — это индивид, у которого субъективная и объективное шкалы ценно­стей совпадают (рис.11).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая систе­ма ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Рис. 11. Когда на шкале индивидуальных ценностей и на шкале общественных ценностей высшие ценности расположены наверху, а низшие — внизу, мы можем говорить о том, что этот человек — личность.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским социологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, "такие же работники"? [3, с.128].

По-видимому, этот парадокс открывает нам новую грань со­знания — ценностно ориентированную. Люди не просто ощуща­ют свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравни­вают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. "такими же, как они" — выражает стремление к самореализации и само­утверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), суть также стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в само­реализации, а они раскрывают специфику личности.

Если две системы ценностей — индивидуальная и обществен­ная — в зрелой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, спо­соб упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нор­мы, обычаи, правила и даже материальные памятники не на­валены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ. Когда у мужчин появля­ется достаточно много денег, то они, планируя трату, рас­ставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престиж­ную школу, жене купить стиральную машину, а любовнице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподо­бие "нумеров" в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе говоря, про­вело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказа­лись бы коллективные ценности, неприоритетными — индиви­дуальные. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих дей­ствиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтер­нативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом (рис.12).

Подведемитоги. Ядро человеческой личности образуют (рис. 13):

Рис. 13. Ядро человеческой личности состоит из шкалы ценно­стей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли.

 








Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 1852;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.