СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА

В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века зигмундом фрейдом (1856 — 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в других теориях и на практике. Однако ряд положений, особенно о роли и содержании бессознательного в жизни человека, послужили предметом серьезной и очень аргу­ментированной критики. Мы их отбросим, сохранив рациональ­ное зерно, которое дополним положениями из других — прежде всего социологических — концепций.

В структуре личности 3. Фрейд выделил три главных психичес­ких компонента —"Оно", "Я" и "Сверх-Я", лежащие соответ­ственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. У Фрейда нет термина "сверхсознание", но он есть у питирима сорокина (1889 — 1968) — выдающегося русско-американского социолога.

Подсознание ("Оно") включает биологические потребнос­ти: сексуальные желания, отправления естественных надоб-ностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытес­ненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения).

"Оно" зерно, из которого произрастают в процессе социа­лизации "Я" и "Сверх-Я". Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Так же современ­ный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помо­щью электронного микроскопа (он увеличивает в 40000 раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший:

"Мысль изреченная есть ложь". Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: буду делать только то, что мне нравится. Это есть принцип удовольствия, нам приходит­ся с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нра­вится, что должно делать.

Сознание, или "Я" (Ego) — компонента личности, управляю­щая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появ­ляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставля­ет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его "Я", которым управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все под­вергать критике и сомнению, не поверять первому встречному душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное "Я" делает не только нас черствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и вы­ходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему "Я" появ­лением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности "Я". Можно сказать и так: фунда­мент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Сверхсознание. Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник происхождения "Сверх-Я", а именно общество. "Сверх-Я" Фрейда — это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. "Сверх-Я" — среда обитания нравственных чувств. Но бессозна­тельны ли они, как думал Фрейд? Правильный ответ нашел, пожалуй, П. Сорокин, продолживший традицию русских религи­озных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы ло­гики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше "Я", лишь относительны. Когда абсо­лютное люди превращают в относительное, в обществе наступа­ет хаос, а культура разрушается. Именно это наблюдается сейчас в России. Нравственное совершенствование личности можно пред­ставить только как вертикальное восхождение — к Богу, в то вре­мя как обыденное существование "Я" разворачивается исклю­чительно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д.

 








Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 981;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.